Откуда пришел Ермак?

Минуло 430 лет с того дня, когда «тяжелый панцирь – дар царя» увлек на дно Иртыша завоевателя Сибири, казачьего атамана Ермака. Выдающаяся фигура российской истории, герой многих народных песен и художественных произведений, без сомнения, самый популярный персонаж сибирского фольклора, Ермак (Ермолай) Тимофеевич остается одним из самых загадочных деятелей бурного XVI века.

Вопросом – Откуда пришел Ермак? – задался, находясь в творческом отпуске, журналист Борис Салов. О том, что сумел узнать, он рассказал в нашей редакции.

4-1

– Борис Васильевич, что же Вас озадачило в этой легендарной личности?

– Начнем с того, что никакой снаряженной по приказу царя экспедиции в Сибирь не было. По многим источникам историками С. Бахрушиным, Д. Никитиным, А. Левинтовым и другими доказано, что казацкая ватага (банда) Ермака занималась разбоем на Волге, а когда там стало тесновато, стала подниматься вверх по течению и дошла до верховьев реки Камы. Там начинались обширные владения богатейших людей тогдашней Руси – купцов Строгановых. Ватага Ермака к тому времени разрослась до невиданных размеров и насчитывала более 800 отчаянных головорезов.

Наличие в средних и восточных районах Руси огромного формирования казацкой вольницы, грабившей купеческие караваны, вырезавшей и сжигавшей дотла целые деревни и города, беспокоило царя и московское боярство. Для наведения порядка на речных дорогах был послан отряд стрельцов, усиленный опричниками Малюты Скуратова.

– Неужели такие лихие люди, как казаки, могли бояться отряда стрельцов?

– Во-первых, Ермак понимал, что его казаки, воры и пьяницы, хуже вооружены против царских стрельцов огнестрельным оружием, особенно пушками, и не обучены правильному ведению боя. Во-вторых, «своя рубаха ближе к телу», а в перехваченной царевой грамоте говорилось, что «…на волских казаков будет наложена опала великая, а атаманов их велим перевешать». Это значило, что атаманов и есаулов в плен брать не будут – убьют на месте.

Спасаясь от преследователей, Ермак поднимается по Чусовой, где напуганные нашествием разбойников хитрые братья Строгановы предлагают ему идти с ватагой к ним на охранную службу. Задача – провести карательные экспедиции по сбору ясака (дани) с нежелающих подчиняться окрестных зырян, башкирцев, татар, черемисов, вотяков, вогуличей и воинственной перми. Особый интерес был у купцов за уральскими горами, где огромные богатства находились в руках татарского хана Кучума. Строгановы, получившие жалованную грамоту на эти земли, сильно нуждались в военной поддержке и пополнении опытными воинами, пусть даже и с сомнительной репутацией.

Предложение купцов оказалось весьма кстати, и, согласно имеющимся архивам Строгановых, продолжая уходить от стрелецкого отряда, дружина Ермака, пополнившись строгановскими людьми из окрестных селений и увеличившись до полутора тысяч человек, преодолела Камень (Уральский хребет) и с налету взяла г. Сибирь (ныне г. Тобольск), столицу Кучумова ханства. Продвижение вглубь страны было, однако, остановлено небольшими летучими татарскими отрядами Кучума. Татары применили по отношению к воинству тактику, столь любимую и распространенную среди русских, против которой сами русские оказались бессильны.

Захватив г. Сибирь, Ермак отправил с надежными нарочными сообщение об одержанной победе, подкрепленное богатым обозом, в Москву царю Ивану Грозному, что доказывает: отношения между Ермаком и Опричным приказом были весьма непростыми и не укладывались в простую схему «беглый разбойник – сыскная служба».

Вероятней всего, выторговывая себе либо свободу, либо награду, Ермак сильно преувеличил свою победу и размеры занятой им территории. Настолько преувеличил, что по названию небольшого городка была названа огромная страна, во много раз превышающая по своим размерам площадь тогдашней Руси.

В отправленных письмах Ермак, прекрасно понимая неустойчивость своего положения, просил помощи оружием и стрельцами. Сами письма не сохранились, но в достоверности самого факта этих донесений не сомневаются многие историки.

Царское прощение и подкрепление прибыло с явным опозданием: Ермак был окончательно разбит с остатками своей дружины. По преданию, он утонул в Иртыше. Впрочем, о месте и времени гибели Ермака имеется несколько версий и легенд. В Притурье и Притоболье почти у каждого крутого яра можно услышать, что именно здесь сидел «объятый думой» Ермак, погубленный коварным Кучумом.

Легендарность Ермака в народе объясняется, скорей всего, не его достижениями (более чем скромными), а необычностью этого человека. Строго говоря, никакого покорения Сибири он не совершил: еще в 1555 году, задолго до его похода, сибирский хан Едигер уже покорился Ивану Грозному и исправно платил ясак. Однако личность Ермака чем-то оказалась чрезвычайно привлекательна…

– С рейдом казаков в Сибирь нам теперь понятно, а что же удалось узнать о самом Ермаке?

– Энциклопедические справочники и научные исследования довольно противоречиво описывают и оценивают финал исторического подвига Ермака, глухо упоминают о его предыдущей жизни и деятельности, и совершенно умалчивают о его происхождении. Мы даже не знаем возраста, в котором он умер, что весьма странно: принятый со своей ватагой на службу к купцам Строгановым, он должен был оставить хоть какой-нибудь биографический след в архивах знаменитого семейства, богатством не уступавшего даже царям. Да и сам известный своей осторожностью Иван Грозный впоследствии не мог отправить в далекую Сибирь на помощь совершенно неизвестной личности значительный отряд своих стрельцов.

То, что уже найдено, позволяет сделать некоторые достаточно убедительные выводы о возможном происхождении легендарного покорителя Сибири.

Доподлинно известно, что во второй половине XVI века атаман Ермак (Ермолай) возглавлял казачью станицу, “полевал” между Волгой и Доном. В начале 1580-х участвовал вместе со своими казаками в Ливонской войне на стороне России, совершил набег на ногайцев. Но потом покинул поле боя и вернулся к разбойной гульбе на Волге и Каспийском море, где казаки на легких мореходных «чайках» были стремительны и неуловимы.

Московские власти называли Ермака и его товарищей “волскими казаками”. Сам Ермак характеризуется источниками как мужественный человек и мудрый предводитель: в Ремезовской летописи сказано, что атаман Ермолай был “весьма мужествен и разумен, и зрачен, плосколиц, черн брадою и власы прекудряв, возраст средний, и плоск, и плечист”.

В архивах Строгановых никаких биографических следов Ермака не оказалось. Лишь в одном месте, в отписке боярина Никиты Строганова в приказ Малюты Скуратова, найдена следующая запись: «…паки наказуем што оный гультяй именем Ермачишко и родом из Каффы (старое название Феодосии) и што челом бивши бает безвинностью сыска на него царевых слуг…».

4-2

Как известно, архивы Опричного приказа и многие другие документы, связанные с секретными делами времен Ивана Грозного и Малюты Скуратова, хранились в знаменитом подземном ходу Скуратова, ведшем из Кремля к Спасо-Зачатьевскому монастырю, были безнадежно утеряны при попытке вскрытия туннеля летом 1988 года. В настоящее время мы имеем лишь весьма разрозненные записи, хранящиеся в отделе раритетов Госархива.

Тем не менее, одна запись не только проливает свет на возможное происхождение Ермака, но и во многом объясняет, почему, в свете устойчивой неприязни и подозрений на жидов и жидовствующих (так называлась еретическая группа, сконцентрировавшаяся в Ново-Иерусалимском монастыре в Рузе под Москвой), все сведения о нем были уничтожены не только в царских архивах, но и у Строгановых, не желавших связывать свое имя с христопродавцем, к тому же католическим выкрестом:

4-3

«В лето 7073 года, второй день июля месяца на допросе оный беглый именем Евсей, Тимофеев сын, показал на себя, что рожден в Каффе городе, что от роду ему полных сорок два года, вероисповеданием крещеный еврей, из католиков…».

Каффа – генуэзская колония в Крыму. Вероятность того, что в отписке Строгановых и документе из записей Опричного приказа речь идет об одном и том же лице, невелика, и можно было бы ею пренебречь, если бы не два странных обстоятельства.

Первое. В дневниках ганзейского посла при Московском дворе Густава Маннерхейма (его миссия в Москве широко известна историографам, и сведения, имеющиеся в оставленных им дневниках, заметках, зарисовках и картах, заслуживают полного доверия), датированных зимой 1587 года, говорится о состоявшейся секретной экспедиции большого отряда казаков вглубь континента далеко за Камень (Урал), чуть не на тысячу верст от Перми, вотчины Строгановых. Там же указано, что возглавлял экспедицию итальянский католик, по-видимому, тайно присланный к царскому двору Папой или одним из кардиналов Южной либо Восточной Европы.

Второе. В селе Ушаковка Воронежского района Воронежской области проживает несколько семей с фамилией Ермаковы. Здесь хранится предание о том, что все они ведут свой род от знаменитого Ермака, пришедшего в эти места в пятидесятых годах XVI века. Семейные предания утверждают также, что сам Ермак пришел из Тавриды (Крыма).

Поиски в крымском архиве позволили обнаружить, что в 80-е годы XV века сюда, спасаясь от голода, прибыло несколько семейств из Генуи, в том числе и некий Готлиб Коломбо, крещеный еврей, суконщик, с семейством. Среди многочисленных детей Готлиба действительно был малолетний сын Тимоти (по-русски Тимофей).

Как хорошо известно, у Христофора Колумба было два брата: один из них стал его соратником в поисках западного прохода к Индии и вошел в историю географических открытий вместе с братом Христофором и племянниками Диего и Луи, младший же брат остался при отце и унаследовал его суконную мастерскую в Генуе.

В «Raccolta completa» за 1475 год говорится: «Доминик Коломбо преставился, оставив своему сыну Готлибу отменную суконную мастерскую. Чумовой мор и последовавшие затем семь голодных лет принудили многих жителей Генуи покидать город и бежать, кто куда может. Готлиб Коломбо продал свое дело за весьма малые деньги и отправился в Тавриду, списавшись с дальним родственником и старинным заимодавцем семьи Коломбо, в поисках неверного счастья».

– Но как же итальянский еврей Евсей (он же Ермолай-Ермак) оказался на Волге во главе казачьей ватаги?

– Что заставило Евсея Коломбо покинуть Крым, и почему он оказался сначала на реке Вороне, а затем – в среде волжских казаков? Как ему удалось войти в огромное доверие к купцам Строгановым? Какую роль в этом сыграл Опричный приказ и не был ли он, говоря современным языком, эмиссаром опричнины? – все эти вопросы пока остаются открытыми и ждут своих исследователей. Теоретически, возможность того, что пришлый иноверец мог возглавить казачью ватагу, довольно велика, учитывая разношерстность состава казаков, среди которых было много беглых крестьян и бывших пленных невольников, как русских, так и украинцев, поляков, прибалтов, среднеазиатов, кавказцев, татар… Национальная или религиозная принадлежность не могла там играть никакой роли – вожака выбирали за силу, отвагу и организаторские способности.

Мы же считаем доказанным или почти доказанным тот факт, что Ермак Тимофеевич, по-видимому, был внучатым племянником Христофора Колумба, и в нем бился неукротимый дух первооткрывателя новых стран и земель, как у его более знаменитого и удачливого предка.

 

Остается сказать, что Ермак погиб в 1585 году в устье реки Вагай (приток Иртыша), но освоения русскими Сибири это не остановило. Следом за казачьей шашкой всюду лезла деньга купеческая, за деньгой – топор да соха, а с ними двигалась с семьями да скарбом голодная мужичья орава. Новоселы вымирали от гнилой воды, гибли от лихорадок и от сабель сибиряков, но упорно стучали русские топоры, неслись над сибирским простором русские песни… Тут и там вставали городки и острожки.

В 1586 году казаки и стрельцы основали в Сибири первый русский город – Тюмень, в следующем году – Тобольск, затем – Березов (1593), Сургут (1594), Салехард (1595), Верхотурье (1597), Мангазею (1601), Якутск (1632), Охотск (1649)… В новых городах ставились торговые дома, мануфактуры, лесопилки, ремесленные цеха, создавались судостроительные верфи, или плотбища, как их тогда называли.

Хан Кучум – возможно, последний правитель из рода Чингис-Хана – продолжал «партизанскую» войну вплоть до 1598 года – в том году его след в истории теряется; обстоятельства смерти неизвестны.

О Ермаке еще в XVI веке были сложены предания и песни. В его честь назван ряд населенных пунктов, речка, два ледокола, поставлены памятники, его фигура выделяется на монументе 1000-летия России в Великом Новгороде… В России во все века народ обожал легенды. Пусть живет и легенда о Ермаке.

4-2

Беседу вел

Сергей КУКУШКИН

 

На снимке: Ермак – произведение скульптора М.М. Антокольского и изображение Ермака из европейских печатных источников.