Алексей Краснов: «Мы сами выбираем, на какой стороне “зеркала” нам быть»

Кумир нашего сегодняшнего героя – титан эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. И это не случайно, поскольку между двумя этими личностями очевидно прослеживается некая ментальная связь. Подобно итальянскому гению, Алексей Краснов влеком зеркалами: их обманчивая параллельная действительность будоражит его ум и позволяет более объемно воспринимать окружающий реальный мир.

Алексей – ученый-практик. Он работает на крупную компанию, где занимается технологическими разработками в области стекла. Такие физические явления, как зеркальная симметрия и отражение, сопутствуют ученому во всех его научных публикациях и патентах. Даже будучи ребенком, окунаясь под воду во время занятий плаванием, он представлял водную гладь над своей головой поверхностью жидкого зеркала, в которое погружается его тело.

А еще Алексей Краснов – мистификатор (в чем, кстати, тоже имеет схожесть с великим да Винчи). Он не любит открыто говорить о своей жизни и доверяет числам, легендам и аналогиям вести рассказ за него. Объединив их в одной книге, Алексей представил читателю, будто в духовном зеркале, свою биографию – символическое отражение собственной жизни…

– Алексей, расскажите, как вы пришли в науку? Когда в вашей жизни зародился интерес к научной деятельности?

– Для меня всё началось ещё в школе, когда в витрине какого-то магазина я увидел телескоп. Наличности для такой дорогой покупки у родителей не было, но отец пообещал что-нибудь придумать. Где-то нашли две подходящие трубки, линзы для объектива и окуляр от разбитого морского бинокля. Долго возились с центровкой…

После изучения луны и созвездий я добрался до Плеяд – звёдного скопления, которое древние греки назвали «Семь сестёр». По одной из легенд, охотник Орион влюбился в Меропу, самую красивую из них. Однако после вознесения на небо Меропа потускнела. Кто-то считал, что она сгорела от стыда за своего смертного мужа, царя Кресфонтеса. Кто-то верил, что она пряталась за небесным зеркалом от Ориона, который преследовал её и на небе. Поэтому, в зависимости от остроты зрения, Плеяды видны либо как 6, либо как 7 звёзд.

Древние считали 6 числом неопределённости. Добавляя к нему божественное 1, которое символично напоминает зеркало сбоку, они получали 7 – число цельного совершенства. Антиподы 1 и 6 вы всегда найдёте на противоположных гранях игрального кубика. Шесть круглых зеркал можно расположить по окружности так, чтобы они касались своих соседей только в одной точке. Соединив их центры, вы получите самую загадочную геометрическую фигуру – гексагон. При этом в центре останется ровно столько места, чтобы поместить ещё одно, седьмое зеркало. С этого и началось моё влечение к звёздам, легендам, числам и зеркалам.

– А что было после школы?

– Всегда мечтал пойти на астрономический, а в последний момент передумал и подал документы на физический. И не пожалел. Там были и «звёзды» – светила науки, и профессионалы юмора – знаменитые КВН-щики одесского университета, и легенды, и числа, и симметрия зеркал.

– Вы говорите о перевороте изображения зеркалом?

– Не совсем. Вытяните свою правую руку навправо от себя. Ваше зеркальное отражение тоже вытянет руку вправо. Вернее сказать, что зеркало трансформирует изображение сзади наперёд. Это мы мысленно создаём своего двойника и перемещаем его в зеркало, переворачиваея его при этом на 180 градусов. Не вдаваясь в квантовую теорию света и психологию, замечу, что на поверхности любого зеркала вас ожидает пусть небольшой, но обман: изменённая реальность. Как ни странно, но именно эти аналогии и легли в основу моих первых научных работ.

– Вы имеете в виду ваши статьи о зеркалах и кристаллах? Можно поподробнее?..

– Создание зеркальных «двойников» электрических зарядов и изменение зеркальной симметрии кристаллов. В итоге появился синий полупроводниковый лазер, один из прототипов известного Blu-Ray. Сначала я публиковался на родном языке, после перешёл на иностранный. Разговорный английский подучивал в одесском морвокзале, заговаривая с заезжими туристами. За это однажды попал в милицию для допроса. Когда поняли, что не изменник родины и не фарцовщик, отпустили.

– Алексей, как вы оказались в США? Давайте поговрим о переезде.

– Сначала был развал СССР и развал отечественной науки. До США в моей истории была Канада. Помню, перед отлётом в Торонто сидел в какой-то закусочной. На стене висело старое, помутневшее зеркало. Глядя в него, я вдруг вспомнил, что в своём дневнике Леонардо да Винчи оставил мысль, написанную через зеркало справа налево: «Почему в зеркалах изображения кажутся лучше?» Тогда вся затея с иммиграцией показалась мне безумным шагом. Мне на миг стало ясно, что я нахожусь на реальной стороне «зеркала», а ожидающий меня переход это всего лишь мистическое отражение, призрачный обман. Но тут же я вспомнил и нарисованного рукой да Винчи «Витрувианского человека». Это знаменитое изображение мужчины с распростёртыми руками одновременно в круге и квадрате. На ум пришла мысль, что это отражение человека в двух зеркалах – обычном земном и круглом духовном. Это был мне знак, что мы сами выбираем, на какой стороне «зеркала» нам быть.

В Канаде практически сразу попал в компанию, занимающуюся авиационными мониторами. В разговоре с пилотом заказчика я узнал, что самое опасное в навигации истребителей – это солнечные блики на информационных экранах. Опять зеркальный эффект! Долгие расчёты, аналогии с разноцветными мыльными пузырями – и на свет появился 6-слойный интерференционный экран, на котором, как в чёрной дыре, даже при самом ярком солнечном свете чётко видна только необходимая информация. Сейчас эти мониторы используются многими известными авиационными компаниями. Ими пользуются и астронавты НАСА при выходе в открытый космос.

Так появились и мои первые патенты.

– Насколько я знаю, их у вас не меньше пятидесяти…

– Из почти ста пятидесяти научных публикаций более трети составляют патенты. Основная масса получена уже здесь, в Мичигане. Удивительно, что и тут моя работа напрямую или косвенно связана с зеркалами. Специальные проекционные зеркала, полузеркала – разделители света, зеркально-плазменное разделение заряженных частиц и т. д. Опять вспоминается аналогия с двойником, мысленно перемещённым в зеркало. В расчётах снова часто всплывало число завершённого совершенства 7 и его составляющие антагонисты – число неопределённости 6 и божественное 1. Интересно, что кристальная симметрия буквально напичкана этими числами. В гексагональных ячейках сапфиров и рубинов, например, атомы алюминия заполняют 66 процентов обёма между атомами кислорода, атомный номер которого 16. А отражение бриллианта тем ярче, чем отношение диаметра его верхнего плато к глубине выреза ближе к 1,666.

– Вы намекаете на дьявольское число 666?

– Именно. Вы найдёте его в противостоянии с божественным 1 в любом зеркале. Отношение 1 к 6 после округления даст вам 0,1666. Кстати, для сведения весёлых одесситов, слово Одесса начинается с 16-й буквы алфавита, а сумма порядковых номеров всех букв даёт 66. Опять 1666. И это верно. В этом городе зеркально отражаются и гармонируют часто противоречивые нравы и обычаи различных национальностей. Что характерно, для всех них фольклор о зеркалах является общим.

– Приведёте примеры?

– Когда что-то забыли и нужно вернуться домой, многие показывают зеркалу язык. Считается дурной приметой оставлять ключи на отражающей поверхности стола: злой дух может использовать отражение ключей и похитить ценности. Каждый знает, что если улыбнуться зеркалу, в ответ вы тоже увидите улыбку. А когда кто-то умирает, в доме закрывают зеркала материей, чтобы душа усопшего не застряла в зеркале.

Однажды в Чикаго, всматриваясь в Cloud Gate, известную 66-футовую 3-мерную зеркальную структуру в Millenial Park, я вспомнил все эти притчи. Мне также вспомнилась моя работа с голограмами – объёмными пространственно-фазовыми изображениями, полученными с помощью лазера и зеркал. По схожему принципу организован человеческий мозг, в котором «зеркально» отражаются функции правого и левого полушарий. Космологи считают, что аналогично устроен и мир параллельных вселенных. Всё это натолкнуло меня к написанию книги.

– Мы добрались до очень лакомого кусочка! Если я не ошибаюсь, ваш роман увидел свет в прошлом году?.. Что это за книга? О чем она?

– Верно, в июне 2016-го. Мой роман издан на английском… называется CapSoul: как «капсула», но с несколько иным написанием. Слово soul означает «душа». Это мистика, переплетённая с реальными историческими событиями и научными фактами. Как и на грани любого зеркала, где реальность переходит в воображение. Причём вышеупомянутые числа – 1, 6 и 666 – играют в книге важную роль. Бог создал человека на 6-й день. Он создал его по своему подобию. Но это «зеркальное» отражение имеет и иную подоплёку: дьявольская сила скрыта по другую сторону зеркала.

В 1666 году 7-й патриарх Русской православной церкви Никон замечает, что его друг и покровитель царь Алексей Романов всё больше отчуждается от него. Подозревая, что это подстроено одним из его скрытых врагов, Никон тайно обращается к известной гадалке, которая даёт свою интерпретацию году 1666. Войдя в транс, гадалка видит отражение Никона в круглом зеркале. Но она также видит его в зеркальном кубе. Построив такой зеркальный куб, патриарх сможет узнать свого скрытого врага.

– Отражения Никона в круглом зеркале и в кубе – это аллегория его земной и божественной сущностей? Отсылка к Леонардо да Винчи?

– Именно. Но это также и хорошо известная двойственность личности знаменитого патриарха.

– Прошу прощение, что перебил. Как дальше развивается сюжет?

– Гадалка отмечает, что все буквы в имени Никон дают в сумме 68. Поместив это число между двумя 1 (двумя «зеркалами»), она получила 1681: год, в котором патриарх умрёт, если не найдёт врага.

На следующий день гадалка была найдена мёртвой в Москве-реке. Никон строит дервянный куб, который изнутри отделан зеркалами венецианской работы. Но в конце того же 1666 года царь Алексей и Великий Синод ссылают его в Ферапонтов монастырь. Проведя там в заточение почти 16 лет и наконец увидя отражение своего заклятого врага в зеркальном кубе, прощённый Никон умирает при загадочных обстоятельствах, возвращаясь обратно в Москву.

Судьба Никона и события почти 400-летней давности тесно переплетены с судьбами героев романа в наши дни. Это Майкл Греблов, рождённый в Америке потомок известного ювелира, и учёный-иммигрант Андрей Серов. Ещё со школьных лет Греблов ощущает на себе чью-то месть за грех, которого он никогда не совершал. Кроме того, он испытывает странную привязанность к своему зеркальному отражению. Часто во сне, переходя в зеркало, он чувствует себя собой только наполовину. Другая половина принадлежит кому-то другому.

Познакомившись с Андреем, Греблов понимает, что у этого молодого человека есть своя «зеркальная» история. Серов делится слухами о профессоре Минине, рождённом ещё в 1/6/16. Минин точно предсказал дату своей смерти. Решив обмануть смерть, Минин попытался перенести своё сознание в специально сконструированное «зеркало». Однако в процессе трансформации стекло дало трещину. В свой день рождения 1/6/66 Минин был найден мёртвым у себя в квартире. Анализируя записи экспериментов Минина и проводя аналогии со многими природными явлениями, команда учёных под руководством Греблова совершенствует эксперимент и строит CapSoul, способную создать зеркальное отражение сознания и отделить его от тела. И не случайно в их расчётах фигурируют числа 1, 6 и 666. Интересно, что по научным данным, 1, 6 и 66 герц лежат в волновых диапазонах мозга, в которых действует подсознание и сознание.

– Алексей, число 666 преследует вас и ваших персонажей повсюду!

– На самом деле с этим числом всё не так однозначно. В своё время, в 160 км к югу от Каира, среди прочих документов был найден Papyrus of Revelation, известный как том 66. В нём число дьявола указано как 616, а не 666. Расхождение в том, что буквы в имени обидчика христиан Нерона (Nero Caesar) дают в сумме 616, когда имя переведено на иврит с латыни, и 666 – когда с греческого.

– Как впоследствии сложилась судьба у героев романа?

– Построить CapSoul – это полдела. Гораздо сложнее привести её в действие. Герои проходят сложный путь постижения человеческого сознания и его элементов. Они окрывают «код смерти», заложенный в нашей ДНК и тесно связанный с числом 666. Они изучают кристаллическую структуру драгоценных камней и узнают, что в древности одни правители подсознательно предпочитали сапфиры и рубины, тогда как другие тяготели к брильянтам. Монархи естественно не могли знать, что сапфиры и рубины имеют структуру корунда – 6-гранного гексагона. Греблов чувствует, что все эти знания каким-то образом тесно переплетаются с его предшественниками, жившими столетия назад.

Герои романа открывают новое значение Великой печати Америки – той, копию которой каждый найдёт на оборотной стороне 1-долларовой купюры. Они также находят там закодированное число 1666 и скрытую формулировку смысла жизни. В центр событий попадает пёс Греблова. Любопытство этого домашнего любимца приводит к смешным и казусным приключениям.

Но самое главное это то, что длинная цепь «зеркальных» событий романа помогает героям заново взглянуть на своё прошлое и даже приоткрыть завесу будущего.

– Я заметил, что имена персонажей CapSoul несут в себе скрытый смысл. Никитой Мининым звали патриарха Никона в миру. «Андрей Серов», по-моему, явный намек на другого ученого-иммигранта – Алексея Краснова. Откуда появилась фамилия Греблов?

– Читатель найдёт, что в этой изменённой фамилии предок Греблова закодировал информацию о своей гинеологической ветви.

– Расскажите, как собирались материалы для вашей книги и что вдохновляло вас на творчество?

– Пришлось перечитать уйму литературы. Основными источниками вдохновения для написания послужили любознательность, тенденция проводить параллели и поездки в другие страны. Недавно, например, удалось посетить остров Мурано, где средевековые мастера-стеклодувы делали знаменитые и очень дорогие венецианские зеркала, покрывая стекло ртутно-оловянной амальгамой. Предательство привело к тому, что уникальная технология перекочевала во Францию, и 1666 год стал началом конца венецианского стекольного промысла.

В Мексике, на земле древних Майя, удалось услышать легенду о пирамиде Кукулькана, тесно сопряжённой с числами 1 и 6, а также с «зеркальными» отражениями дней календаря. Прямо над этой пирамидой, по понятиям самих Майя, и находились уже упомянутые Плеяды – центр их мира. Бог другого племени, ацтеков, имел зеркало вместо правой ноги: это своеобразная зеркальная связь с подземным миром, где, в представлении ацтеков, новая жизнь брала своё начало.

А на Гаваях я узнал легенду о зеркальной (двойной) радуге. В действительности цвета второй радуги всегда располагаются в обратном порядке, что связано с дополнительным отражением в каплях дождя. Для гавайских аборигенов радуга – это путь, по которому боги спускаются с небес. Но когда появляется зеркальная радуга, открывается путь на небо для душ умерших. Радуга видна только тем, кто стоит спиной к солнцу, так что их тени и мольбы обращены к Ануенью – богине радуг.

– А какая страна запомнилась больше остальных?

Пожалуй, Австралия и созведия южного полушария.

– И конечно же Южный Крест?

– Да. Но на самом деле в южном ночном небе горят три похожих креста, что нередко сбивало с пути древних мореплавателей. Интересно, что настоящий Южный Крест, наибольшее подобие христианского креста, имеет ещё и пятую звезду, Epsilon Crucis. Один из героев моего романа замечает аналогию этой звезды с планкой внизу русского ортодоксального креста. По легенде, планка наклонилась от конвульсий в последние секунды жизни Христа. Южный Крест изображён на флагах нескольких государств. На бразильском флаге звезда Epsilon Crucis представляет штат, название которого переводится как «Святой Дух». Другие два звёздных скопления – это Бриллиантовый Крест и Ложный Крест.

Глядя на три небесных креста, я вспомнил, что эпсилон-волны – это волны человеческого подсознания. Аналогия привела к мысли о двойных зеркальных вселенных, в которых сознание и подсознание ябляются отражением друг друга и соединены в единый цикл. Засыпая в этом мире, человек просыпается в мире ином. И часто истина становится в зеркале ложью. Через это прошли и герои мои романа.

– Вы, случайно, не планируете писать продолжение романа? Может быть, у вас есть задумки для других книг? Вы видите свое будущее на литературном поприще?

– Моя научная работа – работа творческая. Литература – это её дополнение. Задумки на следующую книгу, конечно, есть. Сейчас подбираю материал.

– У вас есть кумир в настоящем или прошлом? Хотели бы вы встретиться с ним?

– Я уже упоминал имя средневекового гения Леонардо да Винчи. Интересно, что при постройке нашего второго телескопа судьба свела меня и моего отца с человеком по прозвищу «да Винчи». Это был Василий, кладовщик одесского порта. Как и легендарный да Винчи, он отличался тем, что часто оставлял другим полную свободу интерпретировать скрытое значение своих завуалированных деяний. Для телескопа нам нужно было круглое вогнутое зеркало. «Да Винчи» вынес нам на проходную круглый корабельный иллюминатор в обмен на бутылку водки, которую он любовно называл «жидкой валютой согревающей души и соединяющей сознания».

– Алексей, а как вы понимаете слово «успех»?

– У разных людей понятие успеха разное. Причём оно может меняться с возрастом. А многим успех сопутствует всю жизнь, но они его не замечают. Для кого-то это сугубо материальное понятие, для кого-то духовное, а для кого-то это возможность остаться замеченным в истории.

– В чём вы видите главный успех вашей жизни?

– В этом мире всё взаимосвязано. Все наши чувства и знания проецируются в параллельную «зеркальную» реальность и возвращаются к нам преумноженными. У меня растёт дочь. Для меня зеркальный мир – это она. Когда я смотрю на неё, я вижу одновременно своё отражение и свой главный успех.

– Есть ли у вас какое-нибудь пожелание нашим читателям?

Пусть каждый из вас заглянет в своё «зеркало» и сам решит, что слово «успех» значит именно для него.

– В завершение скажите, где можно найти и прочитать вашу книгу?

Книгу можно заказать в печатном или электронном формате по этой ссылке: www.amazon.com/dp/1521311331