Время вперёд!

Давным-давно был фильм с таким названием . Что-то советское, энергичное, пропагандисткое. Я не собираюсь писать о Советах и подвигах, хочу поделиться мыслями о детях, об удивительном, необыкновенном, захватывающем дух времени, в котором нам повезло жить. Имея определенный жизненный опыт, вдруг осознала, что Мир из привычного изменился в фантастический. Мир моей бабушки, которая поила меня сладким чаем с печеньем и орешками с мёдом, длинными зимними вечерами, которая рассказывала захватывающие истории семьи или сказки. Мир без телевизора, был прекрасен, но ВРЕМЯ ВПЕРЕД!

Жизнь несётся во времени и пространстве стремительно. Меняется все вокруг, меняемся мы, меняется информация. Мы даже представить себе не можем к чему в ближайшем будущем мы будем готовить наших детей. Мы сегодня не можем себе представить, что будет завтра. И это захватывает дух. Но есть вещи, которые нужно сохранить для наших детей, для будущей жизни. Это любовь, душа, ощущение себя частью этого прекрасного мира. Дать детям ощущение себя – частью своей семьи. Это как дерево, которое молодой листвой тянется в небо, к солнцу, но силы ему дают корни.

Масса информации в интернете о воспитании детей, много модных и интересных теорий и советов. Задумалась над территорией Free spirit. Часто родители путают это со вседозволенностью. По мне это воспитание нового поколения детей Свободных от старых догм, любознательных, открытых миру. Я вообще против воспитания детей, я за создания условий, когда ребёнок познаёт мир в котором он живет с самого раннего детства. С первых минут жизни они уже прекрасные психологи. Они руководят нами и используют прекрасные инструменты – плач, позже истерики, дальше скандалы, отчуждение.

Советов много, но самое главное это границы дозволенного, установленные с самого раннего детства. Важно дать возможность сделать самостоятельно правильный выбор. Если ваш ребёнок хватает горячую чашку, дайте ему ее потрогать, позвольте прикоснуться к острому предмету, позволяйте исследовать окружающее его пространство. Говорите спокойно, без раздражения, хвалите при каждом случае правильного выбора. Относитесь к нему с уважением и любовью. Не позволяйте устраивать истерики вам. Ваши правила должны быть разумны и исполнимы. Ребёнок не будет устраивать истерику и требовать что либо в пустой комнате перед телевизором. Актеру нужен зритель!

Хочеться вернуться к статье “Неправильные родители”

Неправильные» родители

Крапива растет сама, а с культурными растениями приходится повозиться. Так и со злом. Оно растет само, а добро выращивают. Как к дикому сеянцу прививают побег культурной яблони, так и маленькому человеку нужно привить хотя бы почку с великого дерева человеческой культуры, чтобы он обрел возможность стать «c веком наравне». Но и потом за деревцем надо ухаживать – удобрять, формировать крону, удаляя лишние побеги, бороться с вредителями – короче, воспитывать.

Все без исключения отцы и матери хотят детям добра, но каждый понимает его по-своему и по-разному представляет, как взращивать это добро. Можно привести сына-подростка в Третьяковку и оставить его наедине с рублевской «Троицей», а можно принести ему (и приносят!) порножурнал и, пользуясь им как наглядным пособием, втолковывать, что такое настоящий мужчина.

И тут, и там – осознанная подготовка человека к жизни, стремление открыть ему истины бытия, но настолько несовместимы эти установки! Однако даже если люди сходятся в оценке добра и зла (а большинство здесь все-таки едины), то в методах воспитания разночтения просто разительны. Одни полагают, что достаточно кормить и одевать ребенка, остальные приложится. Другие проводят политику кнута и пряника. Третьи – только кнута, четвертые – только пряника. Пятые – сторонники «свободного воспитания», без каких-либо моральных ориентиров и ограничений. Шестые прививают чадам сознание собственной исключительности – и т.д. и т.п. Где же ориентир? И существует ли он?

Угрожаем, предостерегаем

Есть мнение, что огромное (без преувеличений) значение в воспитании ребенка имеет стиль общения с ним. Мы командуем, предостерегаем, угрожаем, морализируем, предлагаем готовые решения, обвиняем или захваливаем, высмеиваем, высказываем догадки, выспрашиваем, сочувствуем, уговариваем или отшучиваемся, прячась в кусты. Это стиль доминирования, но не доверия: контакта, близости между родителями и детьми он не предполагает и не приносит, а без этого дети хиреют – и нравственно, и физически.

Право дружества

Существуют, однако, родители, выбравшие иной путь. Вряд ли его назовешь «естественным» (разве только мудрость и такт – вещи естественные и обиходные). Они добровольно отказались, так сказать, от родительского права, предпочтя ему право дружества, или, как прекрасно назвал его Владимир Набоков, право соровестничества. Эти странные, «неправильные» родители не прорубают детям дорогу в жизнь, а всматриваются и вслушиваются в них, старясь понять, чем одарила их природа и чего недодала. Они неспешно и незаметно настраивают инструмент детской психики, уча сыновей и дочек конструктивно разрешать конфликты и преодолевать кризисы (их и в детской жизни навалом). Способ, которым пользуются «неправильные» родители, воспитывая своих детишек, называется «личностно ориентированным» стилем общения.

Ты существуешь – значит,
я тебя люблю

«Личностно ориентированное» общение сознательно и планомерно ставит в центр внимания другого, в данном случае ребенка. Исходный принцип такого воспитания – безусловное приятие ребенка таким, каков он есть, любовь к нему за то, что он существует. Отсюда вытекает, что можно выражать недовольство действиями ребенка, но не ребенком как таковым и не его чувствами.

Важнейшая вещь

«Неправильные» родители знают одну важнейшую вещь – они знают о существовании «зоны ближайшего развития ребенка», то есть круга дел, которые ребенок может выполнять только со взрослыми. Значение этой зоны безмерно велико, особенно для детей младшего возраста, когда все воспринимается острее и усваивается быстрее. Строя вместе с ребенком замки из кубиков, читая книжки с картинками, произнося как бы невзначай иностранные слова, мы закладываем основы логического и образного мышления, распознавания образов, знания языков и многое-многое другое.

Чем шире «зона ближайшего развития» и чем энергичнее родители занимаются с ребенком, тем быстрее он развивается, осваивая те или иные действия уже как самостоятельные.

У чувства есть имя

Многие, если не большинство детских проблем порождены болью, обидой, страхом. В таких случаях лучше всего активно выслушать ребенка. Это тоже «неправильный» способ общения – обычно мы утешаем, уговариваем и т.п. Активно же слушать – значит «возвращать» ребенку в беседе то, что он сообщил, назвав по имени его чувство. Такой способ сочувствия не оставляет ребенка наедине с его горестями и дает порой чудодейственные результаты.

«Я-сообщение»

«Неправильные» родители не скрывают собственных чувств, но говорят о них от первого лица, то есть говорят о себе, но не о поведении ребенка («Я не люблю…» вместо «Ты ведешь себя….», «Меня сильно утомляет…» вместо «Не шуми…» и т.п.). Такие «я – сообщения» не задевают детского самолюбия и, будучи высказаны не в приказном тоне, без нравоучений, оставляют за детьми возможность самим принять решение.

Порядок –
залог порядочности

Не секрет, что детям (как и всем нам) нужен порядок и твердые правила поведения. Они хотят и ждут их, чтобы жизнь стала понятной, предсказуемой и безопасной. И только чувство меры и житейская мудрость подскажут, какие правила должны быть жесткими, какие – гибкими, где у детей будет зона свободного выбора и т.д. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с насущными потребностями ребенка, даже если это ужасное на ваш взгляд увлечение каким-нибудь подростковым идолом.

Я не вправе отчаиваться

Свой подход у «неправильных» родителей и к поведению детей. Причины дерзкого поведения видятся им не в природной испорченности или чьем-то дурном влиянии, а в нереализованной потребности ребенка во внимании.

Восемь поцелуев в день

Есть одно удивительно простое правило, которому столь же неизменно следуют эти хитроумные «неправильные» родители: общение с ребенком будет плодотворнее, если обнимать его 4, а лучше 8 раз в день.

Чувство неблагополучия – корень всех детских аномалий и трагедий. Будем помнить, что наказание или самонаказание ребенка лишь усугубляют его, а помочь может только неусыпное пестование в нем чувства самоценности. «Пестовать» – очень хорошее, очень точное слово. Это значит любить – понимая и уважая и требовать – восхищаясь и любя.