Сколько лет Российскому флоту?

По мнению некоторых историков, никак не менее пяти столетий

Много лет наших историков будоражит спорный вопрос о дате возникновения Российского флота. Сколько ему стукнуло на самом деле? 320 лет, которые мы отметили в прошлом году, или все-таки больше? Исследователь Александр Смирнов на основании собранных в архивах и обработанных исторических фактов уверен, например, что истинным отцом флота был основатель Московского централизованного княжества – Царь и Великий князь Иван III Васильевич рода Рюриковичей. Но только вот почему-то сведения, собранные в архивах, географические карты, корабельные чертежи тех времен вызывают панический ужас у московских и питерских книгоиздателей, шарахающихся от издания рукописи. Похоже, политика по-прежнему правит историей, а мы все так же ведем навязанный кем-то отсчет времени.

ПРИНЯТЬ ЗА ТОЧКУ ОТСЧЕТА

Уже двадцать лет в некоторых, даже исторических, кругах почему-то стало принято считать, что наш флот появился на свет только при Петре I. Ведь именно в этом убеждали петербуржцев, да и всю страну постановщики морского шоу летом 1996 года. Об этом, как об аксиоме, не требующей доказательств, автору статьи довелось прочитать в письме директора Государственного музея городской скульптуры господина Тимофеева в городское правительство Санкт-Петербурга: «Можно ли говорить о существовании флота в Московской Руси, когда принято начинать историю российского флота с 1696 года?» – патетически вопрошал историк и руководитель уважаемого музея не менее уважаемую государственную структуру.
А кем, собственно говоря, это было принято, когда и почему? Коллизии между двумя датами – пышными празднествами 300-летия флота в июле 1996 года и непризнанным более ранним временем основания на Руси флота – добавляет пикантность тот факт, что даже официальные морские историки отмечают день рождения петровского флота в октябре (по дате решения Боярской Думы 1696 года), а вовсе не в петербургские белые ночи. А ведь уже два десятка лет именно с этим периодом для большинства неспециалистов связан новый отсчет морской истории.

УСТАВ УСТАВУ – РОЗНЬ

А между тем, по словам Александра Смирнова, первый русский Морской Устав в «сухопутной» и «отсталой», по мнению некоторых историков, Московии, появился раньше петровского, в 1647 году. В тот год в Москве очень большим тиражом – 2500 экземпляров вышла книга голландского моряка Иоганна фон Вальхайзена, переведенная на старославянский язык с немецкого – «О корабельной ратной науке, что немало дело неучение». И содержал русский Морской Устав середины XVII в. 34 артикульные статьи, о которых главком ВМФ Московской Руси XVII века боярин Ордин-Нащекин написал русским морякам так: «статьи правильные, против коих достоин всяким корабельным… или начальным корабельным людям применяться». «Разница Морского Устава времен царя Алексея Михайловича и петровского документа – принципиальна. Суть ее в том, что при Ордин-Нащекине было сформулировано положение о корабельной службе, а петровский устав – это переделанный дисциплинарный устав голландского флота. Согласно ему, кстати, главное было знать, за что наказать, а не как служить и воевать», – рассказывает Александр Смирнов.
И это еще не все. Исследователь и публицист Смирнов докопался до документов, известных определенному кругу специалистов, но неизвестных простым смертным. А по ним выходит, что за 30 лет до Указа петровской Боярской Думы на Руси появился Указ Алексея Михайловича Романова – отца Петра I. И он тоже резко отличается от текста «свидетельства о рождении» Российского флота образца 1696 года. После сакраментального «Морским судам быть…» следует: «а скольким о том справиться о числе крестьянских дворов, что за духовными и за всяких чинов людьми, о том вписать и доложить не замотав, а положить суда по дворам сколько пристойно, а о торговых людях вписать из таможенных книг. Что с них взять и пятыми и дестями деньгами и с каких промыслов». Вот и весь текст исторического «морского» Указа, рождение которого двадцать лет назад отмечала вся Российская Федерация. Где морским судам «быть», кто персонально будет отвечать за их постройку, кто будет контролировать исполнение этого распоряжения – об этом ни слова.

ПОЛТЫСЯЧИ ЛЕТ ЗАБВЕНИЯ

Да и не могло быть этих слов в петровском указе. Ведь русский флот в допетровской Руси – это результат правления не только царей династии Романовых (Алексея Михайловича и его сына Петра I). Задолго до Великой Смуты начала XVII века русский морской флаг хорошо знали в мире. Представленная хронология событий убеждает в этом лучше любой пудовой монографии.
1496 год – корабли флота Ивана III (основателя Московского царства) под командованием братьев – князей Петра и Федора Ушатых вышли из Белого моря, обошли Кольский полуостров и атаковали шведское побережье с севера, потопив три корабля. Вернулись с большим числом пленных.
1537 год – царь Иван IV Грозный повелел Указом заложить в устье реки Нарва порт, способный принимать морские суда с Балтийского моря. И заложил, и принимал их не только допетровский, но и доромановский балтийский город-порт около 200 лет до возникновения Петербурга. К этому же времени относится и упоминание об издании в Нарве для русских капитанов «Морских артикулов».
1554 год – у Черного острова в Каспийском море русские корабли князя Вяземского и воеводы Чулкова разгромили флот астраханского ханства.
1556 год – открыта морская торговля между Англией и Московской Русью.
1559 год – корабли Московского царства под командованием окольничего Московского царя Дмитрия Адашева вышли в Черное море и потопили три турецких корабля.
1570 год – Иван IV Грозный пожаловал датскому капитану Картену Роде грамоту на каперство в Балтийском море на 15 кораблях с русскими экипажами, с базой на острове Борнхольм.
1571 год – подписан царский Указ о финансировании из казны строительства кораблей для Черного и Азовского морей. 400 тысяч рублей (в пересчете на современные деньги) выделенные на флот из «госбюджета», по тем временам были астрономической суммой.
1578 год – подписан царский Указ о строительстве в Астрахани двух флотилий правительственных судов для охраны акватории Каспийского моря от пиратов. Было спущено на воду более 40(!) кораблей морской охраны.
1581 год – подписан царский Указ о строительстве в Вологде судов для мореходства в Северном Ледовитом океане. Успели отстроить более 70 кораблей, которые, по свидетельству англичан, поражали хорошими ходовыми качествами и богатством отделки внутренних помещений.
1599 год – в период царствования Бориса Годунова в Любеке закуплены для нужд русского флота два корабля. В тот же год группа молодых московских дворян отправилась за казенный счет в Англию – учиться кораблестроению и мореплаванию.
Что же до отца-основателя северной столицы, то ведь и сам Петр I до провозглашения Российской империи и себя императором был все-таки царем Московской Руси. А соответственно, наследником морских традиций, но уж никак не основателем даже военного флота. Сдается, и его профиль в качестве отца русского флота отчеканен на медали в честь 300-летнего юбилея не совсем заслуженно. Но дело, как говорится сделано, медали вручены, и юбилей более чем двадцатилетней давности вспять не повернешь…

КСЕНИЯ КИРИЛЛОВА