Даниил Мильштейн: «Правило №1: не будь №2»

Основатель и владелец группы компаний Gold Star Даниил Мильштейн оказался в нашей серии крайне желанным гостем. Упорство и целеустремленность этого человека давно уже снискали признание среди его деловых партнеров, клиентов и читателей. Gold Star – достаточно разноплановый холдинг: он занимается кредитами, инвестированием, технологическими разработками, спортивным менеджментом, производством фильмов, имеет собственное книжное издательство. И каждое предприятие компании обязано своим появлением усилиям и творческой энергии Даниила.

Он прибыл в Соединенные Штаты в 1991 году с семнадцатью центами в носке и, как образцовый герой всякой иммигрантской истории, начал восхождение к своей американской мечте. Изучал английский, усердно работал в свободное от школы время и постигал секреты того, как быть лучшим в любом деле. Спустя двадцать шесть лет перед нами предстал успешный бизнесмен, мотивационный писатель и оратор, своими книгами и речами настраивающий людей на совершение глобальных перемен в образе поведения и мышления.

Его универсальный рецепт жизни – непрекращающееся развитие. Любить свое дело, не пренебрегать учиться у окружающих, мыслить широко и без остатка отдавать себя достижению цели – простые частицы мудрости, которой может поделиться с миром Дэн.

 

- Даниил, какие личные качества помогали Вам в карьерном и жизненном продвижении?

- За какую бы работу я не брался, всегда отдавался ей на триста процентов. Я приехал сюда с одним чемоданом в шестнадцать лет, и где-то через полгода мне удалось получить место в Макдоналдсе, в котором до этого я никогда не ел. Для многих работать в Макдоналдсе – ниже их пояса, а для меня это была возможность когда-нибудь кем-то стать. Иногда я даже работал с пяти до семи сорока пяти утра, потом бежал в школу, а затем возвращался и заканчивал свою смену. Я трудился, пока все остальные спали, чтобы впоследствии делать вещи, о которых другие могут только мечтать.

- Чтобы спать, пока остальные трудятся?

- На самом деле, я не выходил на больничный с девяносто восьмого года.

- Вы находите время, чтобы управлять группой компаний, публиковать книги, при этом активно взаимодействуя с прессой и отвечая на сотни телефонных звонков, а в Вашей деятельности постоянно сочетается что-то стремительное, бешеное и спокойное, вдумчивое. Как у Вас получается отгораживать одно от другого: например, переговоры по телефону от написания текста?

- В свое время я понял, что, во-первых, у меня на многое фотографическая память, а во-вторых, я могу заниматься одновременно тремя-четырьмя вещами. Когда я пишу книги, постоянно делаю какие-то маленькие заметки, потом соединяю их. Книга в среднем занимает три года от начала до конца, то есть всё происходит постепенно.

Я не планировал свою писательскую деятельность. Просто когда-то я дал себе слово, что, если стану банкиром номер один, напишу книгу о том, как это случилось. Знаешь, говорят: «Мечты должны быть такими, чтобы в них было стыдно признаться своим друзьям».

- В своих книгах Вы скорее хотите поделиться опытом и мотивировать, нежели реализовать внутреннего литератора?

- Никакого литератора во мне нет… Не могу даже назвать количество тех, чьи сердца я затронул на протяжении своей карьеры. Это и мои клиенты, и те, для кого я выступаю со своими речами. Я смотрю на некоторых людей в офисе Gold Star: они сидят и выполняют однообразную, монотонную работу – выполняют ее правильно, но ты видишь одно и то же на протяжении многих лет. Они продолжают ехать по накатанной вместо попыток изменить свою жизни.

Изначально идея моей последней, четвертой книги заключалась в том, чтобы написать письмо дочке и адресовать его в первую очередь молодым читателям. Однажды я выступал в школе перед подростками: в восемнадцать лет они получают кредитные карточки, к двадцати годам сидят в долгах, как в шелках – из-за этого бросают школу, ну а дальше понятно… Так как я сам прошел через многое, просто хотелось помочь им, подсказать, что делать, а чего не делать. Но в итоге получилось Rule #1 Don’t Be #2. У всех бывают взлеты и падения, но самое главное – продолжать двигаться вперед. То дерево, под которым ты сидишь, кто-то посадил двадцать лет назад. Моему клиенту и лучшему другу Павлу Дацюку сказали «нет» 657 раз. Его не взяли на драфт в 96-м, 97-м и 98-м году. Но теперь он является одним из наиболее успешных хоккеистов мира. Приложение WhatsApp придумал парень, который в 1991 году уехал с Украины в Америку. Его зовут Ян Кум. Он переселился сюда с мамой и получал пособие. Когда он продавал свою компанию за девятнадцать миллиардов долларов «Фэйсбуку», то подписал документы рядом с офисом, где получал food stamps. Rule #1 – это собрание таких историй, включая мою.

- Вы согласны с утверждением, что для достижения успеха человек должен подняться с самых низов, потому что это позволяет увидеть изнанку жизни?

- Да, но главное не забывать, откуда ты начинал. Довольно легко подняться на вершину карьеры, но еще легче оттуда свалиться. Моя третья книга Street Smart Selling как раз посвящена тому, как оставаться на пике.

- Даниил, давайте затронем Ваши истоки. Иммиграция из Украины была связана с трагическими событиями: чернобыльской аварией и последующей смертью дедушки, который, будучи врачом, оказывал медицинскую помощь пострадавшим от радиации. Какие воспоминания о тех годах у Вас сохранились?

- Когда мне было десять, нашу семью эвакуировали из Киева. Помню, мы с папой собирали датчики радиоактивного излучения… В конце лета вернулись обратно и увидели картошку огромных размеров. Это был один из первых серьезных моментов взросления.

Что касается школы, я был троечником. Четверок-пятерок мне не ставили, а последние несколько классов в Советском Союзе я, скажу честно, просто протирал штаны. В возрасте двенадцати лет я сдал контрольную работу, в которой не допустил ни единой ошибки, и получил за нее тройку. Учитель сказал мне: «Тебе больше тройки в жизни никто не даст». И вот это был один из немногих моментов в моей жизни, когда я по-настоящему сдался.

- А как состоялось переселение в Америку?

– Папина сестра жила в Чикаго, но жизнь там стоила дорого. Нас приняли дальние родственники в Анн-Арборе, и таким образом мы оказались в Мичигане.

- Расскажите вкратце историю о семнадцати центах, которая стала заголовком Вашей второй книги.

- Во время переезда у нас было только по одному баулу с вещами на человека: вывозить деньги из СССР запрещалось. Но на вокзале перед отъездом мой друг дал мне семнадцать американских центов с просьбой написать ему письмо. Я эти монеты спрятал в носок, и они стали моим первым капиталом в Соединенных Штатах. К сожалению, письмо я не мог отправить еще несколько месяцев, потому что этих средств было недостаточно, чтобы купить интернациональную марку.

- Однажды Вы сдались учиться в школе. Откуда же нашлись силы на университетское образование?

- У меня были гораздо большие планы! Макдоналдс устроил соревнование, победителя которого принимали на менеджмент-обучение. И после шести месяцев тестирования я выиграл это соревнование. Еще учась в школе, я прошел через программу менеджеров в Макдоналдсе. А насчет университета… Одна из глав моей дебютной книги The ABC of Sales заканчивается словами: «Когда я сидел на церемонии вручения дипломов, я уже был региональным президентом финансовой компании, поэтому окончание университета посвятил скорее своей бабушке, чем самому себе.»

- А Вы всегда стремились к тому, чтобы стать специалистом в области финансов?

- Все мои работы пришли случайно. Очень важно влюбиться в свое занятие. Говорят: «Если тебе нравится то, что ты делаешь, ты никогда не будешь работать». Двадцать два года назад я пересаживался с одного автобуса на другой и увидел большое застекленное здание, откуда выходили красиво одетые люди. В один день я набрался наглости, зашел туда в футболке и вьетнамках и попросил бланк заявления о приеме на работу. Они дали мне шанс, и так я устроился банкиром TCF Bank. Я настолько полюбил это дело, что к двадцати одному году стал самым молодым генеральным менеджером в Comerica Bank. Мне не было еще и двадцати трех, когда на должности андеррайтера в ABN AMRO я выписывал кредиты на сумму от ста до ста пятидесяти миллионов долларов в день. Вот тогда я по-настоящему понял, что не последний дурак и достоин большего, чем тройки, которую мне давали в советской школе по
математике.

- Получается, что все отростки Gold Star – дело случая, а не исполнение детских желаний?

- Иногда мне случайно встречаются нужные люди. Например, в спортивные агенты я попал через Павла Дацюка. В 2001 году его пригласили в Детройт. На второй день он встал на лед, и ему сказали: «Парень, ты остаешься здесь». Вскоре Паше дали мою визитную карточку. Мы подружились. Сначала я помогал ему с финансами, а со временем полностью взял под свой контроль. Когда же в 2014 году он принял решение вернуться в Россию, для меня встал вопрос: либо я заканчиваю со спортивным менеджментом, либо продолжаю работать дальше. Я решил прогрессировать. Взял правильных людей в помощь, и за очень короткий срок мы из агентства с одним клиентом превратились в одно из топовых спортивных агентств НХЛ.

- Правда ли, что исключительно ради выпуска своей первой книги Вы открыли целое издательство Gold Star Publishing?

- Поначалу это действительно было только для одной книги, но в этом году мы собираемся выпустить ряд книг других авторов.

- Есть ли какие-то особенные условия для допуска к печати этих авторов?

- Проект должен мне понравиться. Я не занимаюсь публикацией из-за денег – это по большей части душевное занятие. Тойота изготавливается за тринадцать часов, а роллс-ройс – за шесть месяцев. И если уж я ставлю на что-то свое имя, это действительно должно быть «роллс-ройсом», а не ширпотребом.

 А с чего началась film production company в составе The Gold Star Group?

- Один американец захотел снять фильм о «русской пятерке» и на протяжении пяти лет искал спонсоров. Ко мне его привела Женя Фетерович. Я профинансировал съемку и стал, таким образом, executive producer. Огромное количество работы было проделано: будем надеяться, фильм выйдет до конца этого года. Также у меня есть и другие проекты.

- Даниил, откуда к Вам приходит вдохновение трудиться без выходных и больничных?

- Я много читаю, встречаюсь с интересными людьми, у кого-то чему-то учусь… Самое главное – постоянно прогрессировать. У тебя бывает такое, что стоишь возле какой-нибудь картины с мыслью: «Боже, кто мог придумать такое?» и начинаешь анализировать, что этот человек пережил, почему он это написал? Чтобы прогрессировать, важно знать, как работают другие. Когда я был молодым банкиром, то прекрасно понимал, что не смогу конкурировать с людьми, у которых за спиной двадцать лет стажа, колоссальный опыт и уважение. Мне было очень важно постепенно научиться тому, как они работают.

- Скажите, как должен рассуждать предприниматель, чтобы всегда быть номером один в своей сфере?

- Предпринимателю нужно уметь «ставить себя в ботинки покупателя» – понимать потребителя изнутри. Это основной принцип маркетинга. Также необходимо быть очень честным человеком и всегда выполнять свои обещания. Но самое важное… Генеральный менеджер Toronto Maple Leafs Лу Ламорелло как-то попросил меня назвать одно слово, «чего все хотят и на что постоянно нужно работать». Это слово было «чувства». Если ты сможешь сделать так, чтобы все правильно себя чувствовали, твоя задача выполнена.

- С какой исторической личностью Вам было бы интересно встретиться?

- С удовольствием пообщался бы с Пушкиным. Удивительно: он писал свои стихи триста лет назад, но они достаточно актуальны и до сегодняшнего дня. Также я бы сам желал вернуться в прошлое и поговорить со своим дедушкой. Он умер, когда мне было всего двенадцать лет, и, к сожалению, мне не удалось узнать у него о некоторых вещах, научиться некоторым вещам… Мне бы очень хотелось провести с ним время.