THREE YEARS OF REBELLION

важаемые читатели! На этой неделе Detroit Express отмечает свой третий День рождения. Мы рады поздравить всех вас с этой датой и хотим поблагодарить за три года поддержки и признания, за письма, открытки и телефонные звонки, за теплые отзывы и объективную критику. Эта газета не имела бы никакого смысла существовать, если бы не ваш живой интерес!

В честь трехлетней годовщины я встретился с основателями Detroit Express Вадимом Елизаровым и Ольгой Чегликовой. Об истории создания газеты и ее настоящем читайте в моем специальном интервью.

– Расскажите, как появилась на свет газета Detroit Express.

Вадим: – Всё началось с того, что я приезжал к родителям и пролистывал местную прессу, которая всегда лежит у них дома. Мне очень не нравился переизбыток негативной информации в ней, а новостного содержания там как такового не было. Когда я познакомился с Ольгой, возникла идея издавать газету в Детройте, которая будет напоминать Фэйсбук: чтобы из нее можно было почерпнуть полезную информацию о мире, о происходящем в городе, узнать новости культуры.

Ольга: – Ноябрь с его Thanksgiving и приближающимися новогодними праздниками оказался идеальным временем для запуска газеты. Мы понимали: это новинка, которая станет одной из тем для разговоров за праздничным столом.

В.: – В течение нескольких недель я сделал зарисовки дизайна: шапку, логотип, разбивку по колонкам, придумал название… Зарегистрировал всё это в социальных сетях.

О.: – И вскоре вышел дебютный номер. Для нас уже тогда было очень важно рассказывать именно о том, что происходит в Мичигане.

– Бесплатная рассылка по домам сразу же стала вашей визитной карточкой?

В.: – Это была основная позиция, и она имела двойное назначение: люди будут получать газету на руки, а рекламодатель будет знать реальный тираж, в котором его информация дойдет до потребителя.

О.: – Количество подписчиков постоянно растет, подписываются даже соседние штаты! Особенно приятно получать благодарные отзывы читателей за нашу бесплатную рассылку.

Один раз нам позвонил старенький дедушка и сказал: «У вас такая замечательная газета! Вы можете мне ее больше не присылать?» Я удивилась: «Почему?» А он ответил: «Хочу сэкономить вам несколько долларов, которые тратятся на доставку. Я лучше буду брать свой экземпляр в русском магазине». Его слова были верхом признания для нас… просто
до слез.

В.: – Надо сказать, что организовать такую рассылку было нелегко. Когда я зашел в отделение USPS, возникла сложность – найти человека, знающего, как оформлять специальный permit. Последний раз такое разрешение выдавалось в Мичигане двадцать лет назад! А потом требования для получения этого permit’а достаточно строгие: определенное число подписчиков, предельное количество рекламы…

О.: – Почта запрашивала у нас подтверждение того, что мы не отправляем спам. Процедура оформления заняла почти год!

– Вам приходилось мириться со значительными неудобствами! Какие еще трудности сопровождали выпуск Detroit Express?

В.: – Изначально риск открывать русскоязычную газету заключался в том, что русские в Детройте научились жить без русского коммьюнити. Молодежь американизировалась, а старшее поколение собирается вместе лишь по большим праздникам, отдельными компаниями. Целью газеты было стать связующим звеном, культурно объединить разрозненную общину.

Двадцать лет в Детройте существовал русский кукольный театр Puppet Art, но мало кто о нем знал. Такие вещи шли в нашу «Афишу» совершенно бесплатно. И в этом заключается гуманитарная суть газеты.

О.: – Мы понимали, в каком состоянии находится этот театр, понимали, что его владельцы ‒ это энтузиасты, которые всей душой болеют за свое дело. Я с таким детским восторгом просмотрела весь их репертуар! Пожимала этим людям руки, восхищалась прекрасными декорациями и сшитыми собственными руками куклами.

Когда же я услышала, что театр закрывается (позже выяснилось, что он просто переезжает в новое помещение), я позвонила его руководителю Игорю с комом в горле. Каким бы ни было это здание ‒ оно было их домом в течение двадцати лет. Detroit Express просто не имеет права не оказывать информационную поддержку таким проектам!

В.: – В этой связи надо сказать отдельное спасибо людям, которые помогали газете с самого начала: Григорию Златопольскому, магазину New York International, ресторану Allegro, Алану Амчиславскому. Они поверили в нас и разместили рекламы еще до того, как вышел первый номер.

О.: – Отдельное спасибо нашим газетным волонтерам: журналисту Борису Салову за дружбу и поддержку по всем фронтам, а также Жене Фетерович, которая находит в своем плотном графике время для постоянной рубрики «Афиша». Также огромное спасибо читателям, которые присылают нам в редакцию открытки и письма. Я их все храню: это очень трогательно!

– Удается ли газете сохранять нейтральный статус среди многообразного контингента ее русскоязычных читателей?

В.: – Я считаю, что газета, так или иначе, исполняет роль объединяющего центра. Мы с самых первых дней пытались найти баланс между представителями русскоязычной среды ‒ не важно, откуда они приехали и какой конфессии принадлежат.

О.: – Когда мы только открылись, ходили слухи о том, что нас спонсирует российское посольство. Некоторые потенциальные клиенты даже отказывались размещать рекламу в нашей «пророссийской газете».

В.: – На этапе создания дизайна мы обсуждали возможные варианты названия, вроде Russian Detroit или Russian Michigan, но в итоге подобрали нейтральное словосочетание, чтобы никого не задеть. Для нас важно донести, что Detroit Express ‒ это не больше, чем детройтская газета на русском языке: никаких пророссийских идей в ней не продвигается.

– Как строились партнерские взаимоотношения основателей газеты?

О.: – Наши личные и деловые отношения строились на том, что мы очень разные люди. Я до сих пор продолжаю удивляться и восхищаться творческой стороной Вадима, потому что во мне она отсутствует категорически.

В.: – Я бы не смог выполнять те обязанности, которые лежат на Ольге: для этого нужен определенный склад характера. Она выдающийся организатор, и, кроме того, у нее хороший вкус в плане отбора контента.

– Часто ли приходится спорить с авторами по поводу содержания статей?

О.: – Безусловно. Наши читатели присылают нам свои рассказы, короткие стихи, поэмы. Помимо этого, мы получаем политические статьи. Всем хочется видеть свое творчество опубликованным. К сожалению, мы не можем оправдать ожидания каждого. Во-первых, огромный объем поступлений требует большой редакционной работы. Во-вторых, этот материал не всегда соответствует правилам Detroit Express. Мы не придерживаемся конкретных политических взглядов и стараемся печатать разносторонние мнения, но иногда нам попадаются чересчур резкие суждения.

В.: – Наверное, чаще мы всё же сталкиваемся с непониманием читателей…

О.: – У нас бесплатная газета, и люди, которые вычитывают статьи, делают это на благих началах. В отсутствии штата профессиональных корректоров тяжело заметить и устранить все мелкие текстовые ошибки, на которые нам регулярно приходят жалобы. Случаются также компьютерные сбои в типографии. Однажды у нас вышла газета без единого пробела. Мы правда вычитываем все тексты и знаем, что какие-то слова пишутся раздельно или с дефисами. Мы высоко ценим внимательность наших читателей, но хотелось бы, чтобы читатели акцентировались в первую очередь на положительных качествах Detroit Express.

– Как, по вашему мнению, изменился тот город, о котором пишет газета, за последние годы?

В.: – Я помню, что вскоре после того, как я сюда прилетел, мой брат вывез меня в Greek Town и сказал: «Смотри, вот это главная улица. По ней ходи, а направо-налево ‒ не надо, а то с тебя куртку снимут и кошелек заберут». Сейчас такого нет; по крайней мере, в Даунтауне ‒ он ожил. Там появилось очень много молодежи, много приезжих из Нью-Йорка. В современных туристических буклетах Детройт часто фигурирует как tourist destination. Распродаются целые туры по детройтским граффити!

Вообще, плохое здесь только то, что территориально относится к City of Detroit. Это пара-тройка zip-кодов. Пригороды, как стояли ухоженными, так и стоят. Здания в Даунтауне, еще недавно забитые фанерой, приведены в идеальный порядок благодаря колоссальным инвестициям и ждут новых жильцов. В новостях показывают одни и те же заброшенные заводы и одни и те же сгоревшие дома, но то же самое можно обнаружить и в Кливленде, и в Чикаго, и в Майами…

Я стремлюсь делать этот город немножко лучше. У меня есть своя линия одежды ‒ Detroit Rebels. Так я называю группу людей, которая противостоит отрицательному образу Детройта. Например, тех, кто открывает тут свои маленькие бизнесы. Или же Дэна Гилберта и ему подобных, инвестирующих сюда миллионы долларов (насколько же нужно верить в это место!).

Мой путь ‒ изготавливать модную одежду с логотипами Детройта, чтобы представить его в положительном свете. Надеюсь, это сработает, и Детройт стараниями Rebels, вроде меня, рано или поздно превратится в процветающий город.

– А каков путь газеты Detroit Express?

О.: – Три года ‒ это уже успех, но я верю, что у газеты будет возможность развиваться и расти дальше. Каждый раз, когда мы выбираем статьи для очередного выпуска, я звоню маме со словами: «Следующий номер будет бомба!» Мне хотелось бы, чтобы в газете увеличилось количество страниц на все эти статьи. А еще было бы здорово, если б происходило побольше мероприятий для русскоязычной общины. Честно говоря, мне очень радостно, что мы затеяли объединение русскоязычного Детройта.

– Что бы вы пожелали читателям в четвертом году существования газеты?

О.: – Я желаю нашим читателям социальной активности. Если у вас есть конструктивные идеи и предложения о том, как повысить качество газеты, или если вы можете предложить нам ту или иную помощь, мы будем рады ответить на ваш звонок или получить от вас и-мэйл.

В.: – Detroit Express никогда не была направлена на извлечение коммерческой выгоды. Это имиджевый проект для русскоязычной диаспоры. Мы предприняли то, что считали необходимым на текущий момент. Теперь вы можете сделать свой шаг, чтобы помочь этому проекту успешно существовать. Пожалуйста, принимайте посильное участие в жизни газеты и не будьте равнодушными!