Американский ровесник российского Санкт-Петербурга

В российских СМИ северную столицу Санкт-Петербург иногда называют «российским Детройтом». Это неудивительно, поскольку в окрестностях города успешно работают заводы американских компаний «Форд» и «Дженерал Моторс». Там же обосновались автозаводы японских компаний «Ниссан», «Сузуки» и «Тойота», германской «Опель», корейской «Хёндай», машины которых также выпускаются и в Детройте.

Detroit

В лето 1701 года французский морской офицер Антуан де Ла Мот Кадиллак (французское произношение – Кадильяк) во главе отряда из 100 французов и 100 местных туземцев на 25 больших каноэ высадился на правом берегу 80-мильного пролива, соединяющего озёра Гурон (Huron ) и Эри (Erie).

CadillacМесто на берегу, возвышающемся над водой на 40 футов (около13 метров), оказалось весьма удобным и стратегически важным, поэтому именно здесь Кадиллак установил высокий шест с флагом Франции и заложил форт, который должен был огнём своих пушек закрывать проход судам неприятеля по проливу. Извечными неприятелями французов на континенте были их соперники по захвату территорий – англичане и, конечно, некоторые воинственные индейские племена, вышедшие на «тропу войны» с заокеанскими захватчиками. Также французы намеревались монополизировать торговлю пушниной с местными дружественными им индейскими племенами. Укрепления форта состояли из бревенчатого частокола, возвышающегося на 12 футов (около 3,5 м), с вышками для часовых на каждом углу.

Сначала пролив, с лёгкой руки (а скорее – языка) французов, так и стали именовать рекой Детройт. По-французски Le Detroit (англ. The Strait) – пролив. Это же название перешло и к развившемуся позднее около форта городу.

Однако власть французов здесь была сравнительно недолгой. Понтиак, вождь индейского племени Оттава, сумел объединить силы нескольких племён и 7 мая 1763 года внезапно и удачно атаковал форт. Он применил военную хитрость: прислал своего парламентёра с сообщением о том, что в форт направляется представительная делегация индейских вождей для того, чтобы «выкурить трубку мира». Французы поверили, расслабились, накрыли столы…

FortDetroitГарнизон в это время состоял из 130 солдат с тремя пушками и тремя мортирами. Когда процессия из трёх десятков празднично разряженных индейских воинов чинно и спокойно вошла на территорию форта, ворота ещё не успели закрыться, как из-под одежды мгновенно были извлечены дротики, ножи, томагавки. Караульная рота была уничтожена в считанные секунды, а из ближайшего леса и прибрежного кустарника уже мчались на подмогу сотни краснокожих воинов…

Это был уникальный случай в истории Америки, когда индейцы удерживали захваченный форт в течение почти трёх месяцев. Только 31 июля индейский гарнизон был разбит большим отрядом англичан и Понтиаку с горсткой воинов чудом удалось спастись. В августе 1765 года принявший христианство и получивший небольшое образование в местной английской церковной школе индейский вождь Понтиак подписал формальный мир с Англией и даже некоторое время был одним из первых мэров Детройта.

Имена столь разных по происхождению, но оставивших свой след в истории США личностей – Кадиллака и Понтиака увековечены в названиях городов, улиц, популярных марок автомобилей.

BeglyeRabyВ 1796 году, через 13 лет после Версальского мирного договора 1783 года, по новому Лондонскому договору между США и Великобританией форт Детройт вместе со всем округом был передан США.

Сегодняшний Детройт – довольно крупный промышленный город на юго-востоке штата Мичиган, расположенный на границе с Канадой (граница проходит по середине реки Детройт), на географической параллели всего в одном градусе южнее российского города Сочи, с населением около 700 тысяч жителей, а Большой Детройт (детройтский метрополитенский ареал с городками-спутниками)  – более четырёх миллионов человек.

Детройт похож на слоёный пирог: очень приличный Даунтаун (центр города), полный заброшек Мидтаун (часть города, примыкающая к центру, но не входящая в него), приличные жилые окраины и окрестности, которые идут вперемешку с гетто. Перемешаны, но не смешаны.

Основные некоренные этнические группы, если расположить их по количественному убыванию, это: англичане, ирландцы, африканцы, арабы, китайцы, индусы, мексиканцы, шотландцы, поляки, французы, голландцы, датчане, немцы, итальянцы, испанцы, португальцы, скандинавы, индонезийцы, корейцы, армяне, евреи… Русские, украинцы и белорусы – в начале четвёртого десятка.

Даунтаун Детройта когда-то был одним из самых богатых в Америке. Город активно застраивался и развивался в тридцатые годы, во время и после Великой Депрессии. Небоскрёбы здесь невысокие, 30-40 этажей, строились в «чикагском» стиле. Много потрясающих исторических зданий. Все они тоже были построены в середине прошлого века. Сейчас так уже не строят.

Доминанта Даунтауна – оригинальный круглый небоскреб, штаб-квартира автоконцерна General Motors. GM перевел в него свой главный офис специально для того, чтобы поддержать бюджет детройтского центра за счёт своих налоговых отчислений.

В городе и окрестностях сосредоточены известные в Америке фирмы автомобилестроения, станкостроения, авиакосмической техники, медицины, лёгкой промышленности… А также соответствующая им инфраструктура и индустрия сервиса. Инженерные кадры для этих фирм готовятся тут же – в Мичиганском университете в Энн-Арборе и Дирборне, на юго-западе Детройта.

Детройт – крупный культурный центр. Здесь великолепные центральная и районные публичные библиотеки, исторические и художественные музеи, выставочные галереи, несколько крупных театров и концертных залов, на сценах которых считают за честь гастролировать ярчайшие «звёзды» Бродвея. Ежегодный фестиваль «Звёзды джаза» по размаху не уступает нью-орлеанскому.

В своё время эти сцены видели российские балеты и оперы Большого и Мариинского театров, лучшие голоса Ла Скала, симфонические и джаз-оркестры под управлением Глена Миллера, Макса Грегера, Поля Мориа, Берта Кемпферта, Евгения Мравинского, Юрия Темирканова.., а также ансамбли «The Beatles», «KISS», «Led Zeppelin» и многих других поп-кумиров мирового уровня. Элвис Пресли дал в Детройте восемь концертов с полным аншлагом и его последний концерт 16 августа 1977 года также был здесь – в Olimpia Stadium.

SpiritOfDetroitДалеко за пределами Детройта известен его прекрасный зоопарк, в котором проводится большая научная работа и экспонируется более 10 тысяч животных, птиц и рыб со всех концов света. В летние дни зоопарк принимает в своих аллеях и вольерах до 25 тысяч посетителей.

Спортивная жизнь города – это отдельный разговор. Огромные стадионы на каждой игре просто ломятся от болельщиков. Будь то хоккей, где на американском спортивном Олимпе прочные позиции занимает «Red Wings», или любимый американцами бейсбол с командой «Detroit Tigers», или американский футбол с суперменами из «Detroit Lions», или баскетбол с «Detroit Pistons». Не менее популярны яхтинг, гольф, боулинг, теннис, автогонки на Большой Приз Детройта… А всесокрушающему кулаку некогда знаменитого боксёра Джо Луиса даже поставлен оригинальный памятник в центре города.

Но всемирную известность и признание принесло Детройту неофициальное звание – автомобильной столицы мира.

Сто тринадцать лет назад молодой инженер Генри Форд, преодолев препоны чиновников и недобросовестных конкурентов, в небольшом сарае заложил основы автомобильного производства, начав производство машины «Модель А» с двухцилиндровым двигателем мощностью восемь лошадиных сил. Он организовал «Общество Автомобилей Форда», в котором был сопредседателем, чертёжником, главным инженером, надсмотрщиком и коммерческим директором. В дальнейшем производство ширилось, росло, совершенствовалось технологически и методологически. Генри Форду принадлежит идея конвейерного метода сборки автомобилей. Накопленный за свою жизнь опыт он изложил в прекрасной книге «Моя жизнь. Мои достижения», изобилующей многими остроумными и точными формулировками.

Именно производство автомобилей позволило городу стать одним из самых развитых промышленных и культурных центров Америки. Но… времена не выбирают. За экономическими взлётами приходят спады. Сегодняшний Детройт переживает довольно глубокий кризис, но многие свидетельства говорят о том, что город постепенно выходит из состояния депрессии.

Учитывая желания и пристрастия огромного количества выходцев из Европы американские автомобильные компании параллельно со своими оригинальными марками ведут сборку популярных в мире автомобилей марок: «Мерседес», «БМВ», «Фольксваген», «Вольво», «Ягуар», «Лэнд-Ровер», «Хонда», «Тойота», «Ниссан» и других. Такие машины значительно дешевле привозных. Тем не менее, объёмы продаж на автомобильном рынке неудержимо падают. На этом фоне ещё больше обостряется конкурентная борьба между детройтскими автогигантами – компаниями «Форд», «Дженерал Моторс» (GM) и «Крайслер». Например, стоило управлению полиции штата Мичиган пожаловаться на то, что моторы фордовских машин, которыми оснащены патрульные службы, на форсажах заклинивает от перегрева (мы по фильмам знаем, как они гоняются за преступниками), как тут же фирма «GM» предложила свои аналогичные машины, лишённые этого недостатка. Инженеры лихорадочно работают над устранением технических погрешностей, а тем временем руководство всех трех автоконцернов с надеждой смотрит на восток – в Китай, Индию и, конечно, Россию. И не зря. Например, на выпускаемые в Петербурге американские автомобили образовалась очередь из желающих купить эти машины россиян – на год вперёд. О таком рынке американским бизнесменам до сих пор можно было только мечтать.

Сейчас заметные изменения видны во всем городе. За последнее время были выполнены все целевые показатели, согласованные по программе выхода из банкротства. Власти разработали четырехлетний финансовый план, который включает договор с крупными профсоюзами, в течение которого город должен полностью выйти из депрессии. В результате уже за один год экономический рейтинг Детройта поднялся на одну позицию. Власти города думают о будущем, в частности, ломают голову над проблемой привлечения образованной рабочей силы из Европы, особенно из восточноевропейских стран. Когда «большая тройка» автомобильных корпораций снова вышла на прибыль, постепенно стал меняться и город. Эксперты отмечают, что впервые за последние десять лет город сумел сбалансировать свой бюджет. Значит, жители Детройта могут смело планировать свое будущее и смотреть вперёд с оптимизмом.