Народный музей

В одном из прошлых номеров нашей газеты мы сообщили об отмечающемся ежегодно в мае Всемирном дне музеев. Но из-за недостатка места в номере проиллюстрировать эту тему подробнее не смогли. Сегодня рассказываем об очень оригинальном Народном музее в Санкт-Петербурге, посвящённом одному из самых популярных героев плутовского романа в отечественной литературе.

StenaМузей «идейного борца за денежные знаки, знавшего четыреста сравнительно честных способов отъёма денег» Остапа Бендера появился ровно 20 лет назад в помещении дворницкой на Петроградской стороне (ул. Большая Посадская, д. 9/5). Создатель, руководитель и экскурсовод в одном лице, Анатолий Котов – лауреат премии «Золотой Остап-2000» и страстный поклонник дилогии Ильфа и Петрова. На собирание коллекции ушло около 30 лет. Вещи О.Бендера и его компании находили у знакомых, в лавках старьёвщика, а иногда просто на улице. Две трети экспонатов были переданы безвозмездно посетителями музея, отчего его по праву называют «народным».

Собрание музея рассказывает об удивительном мире, созданном воображением Ильи Ильфа и Евгения Петрова, литературных героях и их прототипах. Зайдя в музей, посетители оказываются в интерьере конторы «Рога и Копыта», где можно посидеть за столом Командора и подержать в руках «дело Корейко». Среди экспонатов – пенсне Кисы Воробьянинова, пишущая машинка «Адлер» с «турецким акцентом», пресс-папье с ручкой – серебряным медвежонком, фуражка и шарф Остапа Бендера, саквояж «с колбасным боком», примус, телефон «Ал-лё, барышня!», фотопанорама Рио-де-Жанейро, белые штаны, недопиленная гиря, кожаная куртка Козлевича, его автомобильные очки, затейливый ключ от квартиры, где деньги лежат, копия мемориальной доски с дома №47 по Екатерининской улице в Одессе, где, якобы, Великий Комбинатор работал управдомом… Всего около 300 предметов 1920-1930 годов. Самым первым предметом из мира литературных героев, с которого началась экспозиция музея, была прямоугольная медная пластинка, якобы извлечённая из недр восьмого стула: «Этимъ полукресломъ мастеръ Гамбсъ начинаетъ новую партiю мебели. 1865 г. Санктъ-Петербургъ».

Особенность музея Котова в том, что все экспонаты можно потрогать руками, а гирю можно ещё и попилить, прям как это делали Паниковский и Шура Балаганов. Помимо коллекционирования, Анатолий Васильевич ведёт кропотливую исследовательскую работу. Ему удалось установить определённую связь Остапа Сулеймана Берта-Мария Бендер-бея с Санкт-Петербургом.

К исследовательской работе Котова подтолкнул пожилой одессит, один из посетителей. Осматривая музей, он безошибочно цитировал произведение, а на прощанье вдруг сказал: «Одного не понимаю, какое отношение имеет Бендер к Петербургу? Ведь он тут ни разу не был». Вот эта фраза задела Котова. Он начал поиски связующей нити между любимым персонажем и родным городом в архивах и библиотеках. Вскоре ему попалось письмо некой Эльзы Давыдовны Раппопорт, опубликованное в газете «Аргументы и факты». В письме она утверждала, что является сестрой Осипа Беньяминовича Шора, которого друзья и родственники называли Остапом. «Остап Бендер списан с моего брата Оси – Остапа», – настаивала женщина.

GostinayaВыяснилось, что Осип Шор в 1917 году приехал в Петроград из Одессы и поступил в Технологический институт. Вскоре грянула Октябрьская революция, институт закрыли, а новоиспечённый студент отправился домой, в Одессу. До неё он добирался почти год с неимоверными приключениями и без гроша в кармане: с целью добычи средств к существованию представлялся то художником, то шахматным гроссмейстером, то женихом, то представителем подпольной антисоветской организации… А вернувшись в Одессу служил… в уголовном розыске (мы помним расследование Бендера – «Дело Корейко»).

Эту историю известный писатель Валентин Катаев, знавший Шора, рассказал своему младшему брату Евгению Катаеву (он же Евгений Петров) и его другу Илье Файнзильбергу (известному нам как Илья Ильф). По материалам исследовательской работы Анатолием Котовым была написана книга «Бендер – Невский франт», презентация которой состоялась сравнительно недавно в одном из книжных салонов на Невском проспекте.

В дилогии «сыну турецкого поданного» 27 лет, а на дворе 1927 год. По вычислениям известного российского астролога, Остап Ибрагимович родился в Одессе 25 июля 1900 года. В 2000 году, в честь 100-летия Остапа, на Итальянской улице Петербурга, при входе в ресторан «Золотой Остап», появился памятник. Профессор академии им. Репина, скульптор Альберт Чаркин, прежде чем ваять Остапа Бендера, взял консультацию у Анатолия Котова.

Котовым также создан «Международный фонд почитателей Великого Комбинатора» со штаб-квартирой на проспекте КИМа, дом 4. Цель Фонда – объединение всех поклонников творчества, поистине народных писателей-юмористов.

Но давайте вернёмся к книге «Бендер – Невский франт».

Она интересна ещё и тем, что затрагивает возможное продолжение дилогии Ильфа и Петрова. Ведь в конце «Золотого телёнка» Остап был ограблен румынскими пограничниками при переходе границы, но остался в живых, что может говорить о намечавшемся продолжении приключений Остапа. В 1933 году, после путешествия писателей по построенному силами заключённых Беломорско-Балтийскому каналу, в печати появились анонсы третьего романа о Бендере под условным названием «Подлец». Но этот замысел Ильфа и Петрова, о «перековке» Великого Комбинатора в лагере ГПУ (Государственное политическое управление СССР – предвестник знаменитого КГБ) и на стройках первой пятилетки, остался неосуществлённым.

BenderDoska

Практически во всех главах я безоговорочно принимаю рассуждения о возможном будущем О.Бендера и согласен с логикой выдвигаемых предположений. Лишь в одном месте меня неприятно «царапнуло» измышление астрологов о дальнейшей деятельности О.Бендера после неудачи с пересечением границы. Они уготовили ему роль армейского пройдохи-интенданта, распродающего военное имущество, за что его предают суду военного трибунала и расстреливают. Как будто забыли, о ком идет речь. Да как можно Великого Комбинатора, свято чтившего Уголовный кодекс, опустить до уровня пошлого воришки-интенданта, продающего румынам боевой танк?! Кощунство! Да и не в стиле это Остапа. Скорее, помня о нанесённой обиде, он мог легко и красиво «впарить» румынам не танк, а фанерный муляж по цене нового танка. А уж расстреливать Бендера вообще не вижу никакого смысла. Надо фантазировать в другую сторону…

Человек с таким невообразимым полётом мысли и фантазии, чувствующий себя на голову выше всех окружающих, с запросами, адекватными его реальным способностям, только с горькой иронией после пограничного мордобоя мог говорить о переходе в управдомы. Авторы тем самым показали читателю, что герой находится в полном жизненном и нравственном тупике. Это тот момент, когда человеку должен встретиться тот, кто сумеет его «атомную энергию» использовать в мирных целях на благо государства – тогда может состояться и геройский подвиг, и всенародная слава. В противном случае может произойти нервный срыв, откат от нравственных принципов и уход в глубокий криминал.

Я же предпочитаю видеть совершенно логичное дальнейшее развитие событий таким…

В финале «Золотого телёнка» авторы оставили нас с вынужденным возвращаться из-за границы побитым и униженным Остапом. Почти наверняка, если ему удалось пересечь безнаказанно российскую границу в одну сторону, то придя обратно, он обязательно попадает в руки наших бдительных пограничников. Они, естественно, передают его в органы ГПУ. Там с ним тщательно работают, проверяют все факты рассказанной им истории (попутно сажают или расстреливают Корейко), и выяснив, что Остап обладает уникальными умственными и физическими способностями, харизмой неформального лидера, находчив, хитёр, артистичен, хороший психолог, способен на риск и игру с судьбой, передают в Главное разведывательное управление. Там умные неторопливые люди поворачивают мысли Остапа в нужную сторону, короче – вербуют его, создают ему новую биографию, новое имя и отправляют в далёкую лесную разведшколу.

Вспомним, дело происходит в 1931 году, когда нашему герою чуть за 30 – физический расцвет мужчины. Для подготовки профессионального разведчика, владеющего 2-3 языками, необходимо интенсивное обучение в течение пяти лет. Вот вам и 1936 год – события в Испании, а там и начало Второй мировой войны.

RestZolotoyOstapА дальше нам остаётся только вспомнить классический авантюрно-залихватский фильм нашего детства, в котором и был представлен образ советского разведчика – явного продолжателя дела Остапа Бендера. Вы, конечно, догадались, этот разведчик – Алексей Федотов, в исполнении советского киносупермена Павла Кадочникова в фильме «Подвиг разведчика». Помните, как его герой под именем коммерсанта Генриха Эккерта в оккупированной Виннице создал фирму по закупке никому не нужной свиной щетины (чем не «Рога и копыта»). Вопреки известной поговорке, тайным пафосом советского резидента среди врагов стало: «Ловкость рук – и немалое мошенничество».

А его риск и находчивость в единоборстве с местным шефом Абвера Эрихом фон Руммельсбургом и агентом фон Штюбингом! Блестящий разведчик-профессионал не только выполняет задание по сбору ценнейшей информации, но и, возвращаясь на Родину, прихватывает с собой самого представителя гитлеровской ставки – генерала фон Кюна. Уж не говорю про блестящие диалоги, растасканные на цитаты. В массовый обиход именно в анекдотическом варианте вошёл знаменитый пароль: «У вас продаётся славянский шкаф?» Или: «Я вам, как разведчик разведчику, говорю, вы – болван, Штюбинг!». Я даже не спрашиваю: чем симпатичен нам разведчик Алексей Федотов? Ответ теперь ясен – присущими Остапу Бендеру нетрадиционностью мышления, здоровым авантюризмом, чувством юмора и способностью видеть путь к цели на много ходов вперёд.

Послевоенная судьба нашего героя могла складываться по двум вариантам. Во-первых, он мог получить задание Центра и вместе с отступавшими немцами бежать в Южную Америку, чтобы там организовать агентурную сеть для продолжения разведработы. Во-вторых, будучи наслышан о том, под какие разборки и репрессии попадали возвращавшиеся в СССР разведчики-нелегалы, мог устроить себе «автокатастрофу со страшным взрывом и смертельным исходом» и, опять же, тихо оказаться в Южной Америке и доживать свой век, сидя в белых штанах на веранде бразильского дома.

Вот такой возможный поворот судьбы и развитие событий в жизни Великого Комбинатора, опять же, опираясь на почти литературную – кинодраматургию?

Знаю, что наш читатель может сказать: товарищ О.Бендер никогда не стал бы ходить строем и строго выполнять чьи-то указания, для него свобода была превыше всего…

Именно поэтому он и должен стать профессиональным разведчиком-резидентом, который, выполняя ответственное опасное задание, только сам принимает решения и за себя, и за руководимую им агентурную сеть. К тому же, попав в советскую разведшколу, наш герой стал бы и ходить строем, и петь хором, и выполнять все команды только на отлично… Там убеждать умеют. И он быстро бы сообразил, что это лучше, чем «перевоспитание» на Соловках или строительстве Беломорканала. На вскидку могу привести с десяток имён знаменитых советских героев, которые в юности были отчаянными хулиганами и даже «прошли тюремными коридорами».

Кстати, «немного о себе». Читая книгу «Бендер – Невский франт», я невольно вспоминал и страницы дилогии и, как ни странно, свои молодые годы в прямой связи с романом «12 стульев». В середине 60-х мне довелось быть капитаном команды КВН Адмиралтейского судостроительного завода. В одном из выступлений, среди разных прочих хохмочек, мы также обыгрывали поиски тринадцатого стула из известного гарнитура. В нужный момент на сцене появились «вернувшиеся из командировки» наши ребята, держа в руках детский стульчик с известной дырочкой в середине. Стульчик, кстати, был самый, что ни на есть, настоящий – из комнаты матери и ребёнка одного из ленинградских вокзалов. На его спинке рельефно выделялись три буквы – МПС (Министерство путей сообщения). Мы, представляя залу найденный стульчик, естественно, прочитывали эту аббревиатуру только как «Мадам Петуховой Собственность». И с сожаленьем констатировали, демонстрируя дырку, что и в нём уже кто-то успел покопаться – брильянтов опять нет.

Спасибо директору музея и автору книги Анатолию Котову и за это! За мысленное путешествие на 50 лет назад!

prestigeskincares2_Dex_BB-4