ПАРАД ЭЛЕГАНТНОСТИ

Concours d‘Elegance of America at St. John’s – 40-й ежегодный автомобильный конкурс Америки в штате Мичиган

На огромной территории гольф-клуба рядом с отелем и церковью «Сент-Джонс» под Плимутом в течение трёх дней, с 27 по 29 июля, происходило поистине волшебное действо под названием – Concours d’Elegance of America. Можно было понять волнение устроителей этой гигантской выставки, поскольку это мероприятие было юбилейным – сороковым. Подобный конкурс – настоящий праздник для всех, кто когда-либо любил автомобиль.

Более 300 старинных, классических и современных уникальных автомобилей, и редких типов мотоциклов из 31 штата и разных стран были продемонстрированы одновременно с празднованием юбилеев спорткаров: 50-летия марки Корвет (Corvette) и 70-летия марки Пóрше (Porsche).

Сейчас, отмечающее 40-летие своего существования, Concours d’Elegance of America – одно из ведущих мировых классических автомобильных шоу – продолжает традицию выставки престижных коллекционных автомобилей наряду с выставкой автомобильного искусства, аукционом старинных автомобилей Mode du Concours и многими другими социальными мероприятиями.

От лошадей до автомобилей

Concours d’Elegance – термин французского происхождения, который означает «конкурс элегантности» и относится к событию, где демонстрируются и оцениваются престижные автомобили. Он восходит к 17-му веку Франции, когда аристократы выставляли напоказ для широкой публики свои конные экипажи в парках Парижа в летние выходные и праздничные дни. Со временем экипажи стали безлошадными, и собрания стали соревнованием среди их владельцев, чтобы судить о внешнем виде их транспортных средств. Эти мероприятия часто проводятся на автомобильных выставках, после гоночных соревнований или, особенно в Соединенных Штатах, в качестве мероприятия по сбору средств для благотворительных организаций. Concours d’Elegance of America является некоммерческой организацией, которая внесла свой вклад в JDRF (Juvenile Diabetes Research Foundation) и многие другие благотворительные организации в штате Мичиган.

Первый такой авто-конкурс в Европе состоялся в сентябре 1929 года на вилле D’Este в Италии. А первые конкурсы в Северной Америке прошли в 1950 году на Pebble Beach Golf Links в Монтерее, Калифорния, в связи с первой автогонкой Pebble Beach Road. Самым продолжительным мероприятием является Hillsborough Concours d’Elegance в Калифорнии, который проводится ежегодно с 1956 года.

В 1940-х годах минувшего века неподалеку от Детройта открылась церковь и семинария «Сэнт-Джонс». Но лишь в октябре 2000 года, после глобальной реконструкции всего комплекса и открытия роскошного отеля и гольф-клуба, это место стало идеальным для проведения автомобильного конкурса элегантности. Concours d’Elegance of America at St. John’s сегодня является одним из трех крупнейших событий такого рода в США. Превзойти его по значимости могут лишь Пеббл-Бич и Амелия-Айленд.

В 2018 году 40-й по счету конкурс отличался добавлением таких классов, как «Герои Индианаполиса: Duesenberg, Marmon & Stutz», «Porsche 911: дорожные и гоночные версии», «50-летие Corvette»… Но основные призы традиционно вручались в классах: «Американская классика 1928-1942», «Довоенные европейские автомобили», «Послевоенные спорткары 1946-1960, 1961-1975»…

 

Можно достаточно уверенно сказать, что подготовка машины к любому из признанных Concours d’Elegance – это хобби для мультимиллионеров, поскольку конкурсная реставрация обычно выдвигает высочайшие требования, а итогом становится автомобиль в состоянии «лучше, чем новый». Автомобили Concours-quality часто получают обивку, краску, антикоррозионное покрытие и механическую реставрацию до стандарта, несколько превышающего стандарт автомобиля, когда он был новым.

Соревнования Concours d’Elegance проводятся в разных классах – для современных и для классических автомобилей. Здесь акцент делается как на оригинальности, так и на техническом условии, хотя это тоже очень важно. Общая цель – представить транспортное средство, которое находится в том же, или лучше, чем было, когда оно покинуло производственную линию. Жесткое условие – невозможность принципиального изменения оригинала, все компоненты должны быть соответствующими году выпуска и модели автомобиля. Даже компоненты или элементы, установленные на автомобилях того же типа, но в другом производственном году, или уровне отделки салона – не допускаются. Автомобили должны быть представлены в безупречном визуальном состоянии, как и другие транспортные средства класса Concours.

Зачастую автомобили – участники Concours d’Elegance не управляются, за исключением коротких расстояний от трейлеров до выставочных площадок. Многие машины являются настоящими замечательными произведениями искусства, и это дело рук мастеров-реставраторов. Они не предназначены быть использованными для ежедневных поездок, и часто их невозможно увидеть вне музеев или частных собраний. Даже после того, как вы проехали небольшое расстояние до выставочного поля и заняли свое место, корпус автомобиля тщательно протирается и даже с протекторов шин убираются мелкие кусочки травы или грязи, чтобы сохранить безупречный внешний вид во время показа.

Самым уникальным аспектом американских авто-конкурсов является то, что большинство их участников являются добровольцами. Надо отдать должное членам оргкомитета, спонсорам, мастерам-реставраторам, судьям, полевым волонтерам и сотрудникам, которые приезжают со всей страны и тратят неисчислимое количество времени и энергии на организацию достойного уровня проведения конкурса.

Как правило, спонсоры и кураторы авто-конкурса не скупятся на награды – это и медали, и дорогие кубки, и небольшие скульптурные произведения искусства, и специальные призы от крупных автофирм… В каждом Concours d’Elegance существует самая главная награда — Best of Show, то есть «Лучший автомобиль выставки».

Некоторые участники конкурса в приватных беседах жаловались на излишнюю «коммерческую политизированность» мероприятия: мол, призы всегда вручаются крупным коллекционерам, чтобы они не потеряли интерес к данному событию. Сколько людей – столько и мнений, чего нельзя сказать о призах – их, увы, всегда меньше, чем автомобилей на зеленом газоне.

Рядом классика и модерн

Не скрою, я был просто ошарашен таким обилием сверкающей и разнообразной красоты, когда начал бродить по просторам полей гольф-клуба и восхищенно рассматривать десятки и сотни уникальных автомобилей. Здесь справедливо отдавалось должное «дедушкам» автопрома «самодвижущимся коляскам» начала 20-го века. А затем прослеживалась вся история возникновения и развития самых престижных автомарок.

Вне всяких сомнений, дизайновый перелом в автомобильной сфере произошел в тридцатые годы прошлого века. К концу 1930-х автомобили стали выглядеть совершенно иначе, чем еще каких-то пять-семь лет назад. Распространенные в 1920-х типы кузовов уходят в прошлое, большинство автомобилей комплектуются закрытыми кузовами с интегрированными фарами, крыльями и подножками, появляется новый тип кузова – седан, который станет доминирующим вплоть до конца ХХ века. Конструкторские бюро автомобильных фирм стремились придать передней части машины запоминающийся индивидуальный дизайн. В этот период форма решётки радиатора была одной из таких фирменных деталей автомобильного дизайна, который позволял легко определить марку машины.

Для того, чтобы определить марку автомобиля, лучше всего видеть переднюю часть этой машины. На капотах некоторых автомобилей, статусных и дорогих, установлены фирменные фигурки. Накапотные статуэтки заслуживают отдельной темы. С одной стороны это талисман; с другой – неповторимый фирменный знак, отличающий фирму; с третьей – украшение, подчёркивающее статус. Для роскошных автомобилей при изготовлении накапотных статуэток использовались драгоценные металлы – серебро и золото.

Вид спереди важен для общего впечатления, которое производит автомобиль. Дизайн радиаторной решётки, фары и бампер создают характерный типаж. Многие люди воспринимают переднюю часть автомобиля как физиономию.  Интересно узнавать «лица» различных автомобилей, тем более, что каждое время  вносит  изменения в линии. Американский автомобиль середины 1930-х, например, отличается  очень узкой и высокой радиаторной маской.  Другие фирменные разработчики сохраняли довольно долгое время типичный вид радиаторных решёток независимо от моды; как, например, узнаётся повсюду подковообразный радиаторный щит Bugatti,  или передок Mercedes-Benz, Tatra, Renault или Citroen…

Много любопытных толпилось и около современных спортивных и гоночных автомобилей. Но совершенно сногсшибательное впечатление произвел на меня концепт-экземпляр автомобиля-робота будущего – 2019 года – «General Motors Cruise AV».

General Motors Cruise AV – это электрический небольшой кроссовер с нулевым уровнем выбросов (CUV), оборудованный для безопасной работы без водителя. В сопроводительном текстовом резюме автопроизводители из Дженерал Моторс написали: «Мы проектировали безопасность в этом автомобиле и утверждались в каждом шаге дизайна, производства и испытания. Наш беспилотный автомобиль является результатом интенсивной целенаправленной разработки и бесчисленных часов реальных испытаний и проверки. Он не пьет, не пишет писем и не звонит по телефону за рулем, не устает, не расстраивается, никогда не отвлекается и не производит никаких вредных выбросов. Наш круизный AV имеет потенциал для обеспечения уровня безопасности, намного превышающего возможности людей».

Системы датчиков Круиза AV видят и отмечают каждую мелочь на большой площади в 360 градусов вокруг него. Легко определяет пешеходов на пешеходном переходе, или если объект бросается внезапно наперерез движущемуся автомобилю, и реагирует соответственно, производя маневр для избежания столкновения.

Кроме того, благодаря тесной координации между аппаратными и программными командами GM были оценены и рассмотрены возможные режимы дублирования и отказа для всех систем, чтобы обеспечить безопасность и надежность, ведущие к следующему шагу: устранению рулевого колеса, педалей и других ручных элементов управления.

Тут меня захлестывают эмоции и хочется выразиться не очень литературно – «Ну, от такой фантастики можно просто обалдеть!»

Подойдя к участку, где были аккуратно выстроены по кругу автомобили 1950-х годов, и переходя от одного автомобиля к другому, я ловил себя на мысли, что переживаю какое-то «дежавю», как будто перенёсся на почти шесть десятилетий назад и снова оказался на знаменитой Американской выставке в Москве…

Американская Национальная Выставка, Москва, 1959 год.

Американская Национальная Выставка открылась в Москве, в Сокольниках, 25 июля 1959 года. В павильонах и на открытых площадках на площади в семь гектаров была представлена бытовая техника, оборудование для предприятий городского и коммунального хозяйства, транспортные средства и многое другое.

Внешне выставка имела свою официальную цель – улучшить советско-американские отношения. Но реальное предназначение выставки было связано со стремлением продемонстрировать преимущество американского образа жизни перед советским.
Именно поэтому на выставке экспонировались не только книги и предметы искусства, но и определенные товары потребления, которые по идее должны были ошеломить людей, лишенных в послевоенные годы многих, даже элементарных, вещей. Среди экспонатов были новейшие модели американских катеров, тракторы, телевизионные установки, высокотехнологичное оборудование, новые экспериментальные принадлежности домашнего и кухонного обихода.

Американцы – участники выставки впоследствии вспоминали, что они были завалены вопросами советских людей: «Сколько вы получаете на работе?», «Как у вас женятся люди?», «Какие фильмы вы смотрите?»… Несколько сотен тысяч журналов, брошюр и книг об Америке были разобраны в первые дни выставки. Печатную продукцию пришлось прибивать гвоздями к стене, но к вечеру советские люди отрывали и эти экземпляры. За время работы выставки испекли около 20 тысяч тортов и накормили ими посетителей. Количество раздаваемых жевательных резинок и американских сигарет просто не поддавалось учету. Неподдельный интерес к США был огромен.

Американская Национальная Выставка в Москве 1959 года – второй шаг морального разложения строителей коммунизма, – первым можно считать московский Всемирный Фестиваль молодежи и студентов 1957 года.

Коллекция автопроизводителей США на этой выставке была всего лишь одной из граней того, американского образа жизни, который нам хотели показать американцы. Экспозиция трех крупнейших производителей – General Motors, Chrysler Corporation и Ford Motor Company оказалась настолько огромной, популярной и запоминающейся, что некоторые до сих пор считают выставку 1959 года не промышленной, а автомобильной. Компании показали новейшие модели, поразившие воображение советских граждан, привыкших видеть на улицах исключительно «Волги», «Победы» и «Москвичи». Гвоздем автомобильной экспозиции стала модель Chevrolet Impala в разрезе, демонстрирующая работу двигателя, трансмиссии и подвески; ультрасовременно выглядел двухместный родстер Chevrolet Corvette с пластиковым кузовом, а также оборудованный для дальних путешествий фордовский микроавтобус и полностью меблированный семиметровый трейлер-дом.

Даже спустя почти шесть десятилетий выставку вспоминают из-за культурного шока от вида американских автомобилей с вычурным дизайном эпохи «детройтского барокко». На стендах сияли и завораживали своей мощью и необычной красотой «Форды», «Мустанги», «Линкольны», «Шевроле», «Доджи», «Понтиаки», «Плимуты», «Олдсмобили», «Корветы», «Бюики», «Кадиллаки»… В 1950-е годы избалованные американцы желали все более мощных и крупных автомобилей, ведь именно за рулем огромного и сверкающего хромом «дорожного крейсера» можно было почувствовать, что «жизнь удалась». Автомобиль по-прежнему оставался символом жизненного успеха. И если «Пепси-Колой» на выставке угощали любого желающего, а красивые полиэтиленовые пакеты, буклеты и значки дарили каждому посетителю, то фантастические автомобили так и остались экспонатами за ограждением – не только неосуществимой, но даже и неосязаемой мечтой строителей коммунизма.

Посетители расхватывали красочные выставочные каталоги. Вот маленький кусочек из каталога, который уже можно было считать идеологической диверсией: «Дженерал Моторс насчитывает 750 тысяч акционеров – рабочих, фермеров, служащих, врачей, домашних хозяек, которые являются фактическими владельцами предприятия…». То есть в СССР, где всё являлось общественной собственностью, а купить автомобиль в личное пользование было, мягко говоря, несколько затруднительно, появляется такой каталог, где перечислены фактические владельцы концерна GM, с предложением обновить своё авто, дабы рассекать по автострадам ещё удобнее, быстрее и безопаснее. Ну, по техническим параметрам эти машины можно сравнить, например, с советской представительской «Чайкой» или с «Волгой» ГАЗ-21, время примерно соответствует, а насколько доступными для простых советских тружеников были не только «Волга», а даже простенький «Москвич» – разговор отдельный. Я, например, в профкоме по месту работы встал на очередь на автомобиль «Москвич» в 1984 году и до увольнения в конце 1991 года так и не дождался своей очереди.

Конечно, та выставка оставила неизгладимое впечатление в сердцах советских граждан. За шесть недель ее посетили три миллиона человек. Выстаивали долгие часы в огромной очереди, тянувшейся на много сотен метров. Сейчас уже смутно верится, что так было. Что люди смотрели на ту жизнь, которая им не была доступна ни за какие деньги. Просто потому, что это была какая-то нереальная и несбыточная жизнь практически параллельной Вселенной.

Сегодня все это – лишь вопрос денег. Но это была история нашей страны. И извечного соперника Советского Союза – Соединенных Штатов Америки. Американцам и сегодня по-прежнему есть, что россиянам показать, но и Россия старается не очень отставать, и для этого существуют профильные выставки.

Мне кажется, что главным политическим достижением 1959 года стало то, что в период противостояния двух сверхдержав выставка стала первым шагом навстречу друг другу после договоренности о «мирном соревновании», заключенном между Первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым и президентом США Дуайтом Эйзенхауэром. Реализация Договора подразумевала обмен различными общественными программами, в том числе и взаимным проведением национальных выставок в 1959 году: американцы демонстрировали в Сокольниках свой образ жизни, а в Нью-Йорке открылась экспозиция достижений Советского Союза. Миллионы людей, посетившие эти экспозиции, меняли свое мнение о «вражеской стороне», продиктованное официальной пропагандой. Обычные выставки смогли осуществить то, что никак не получалось у политиков – сделать отношения между СССР и США более дружественными и ненадолго растопить лед холодной войны. Быть может, сегодняшним политикам следовало бы вспомнить о такой действенной практике…

Вот на такие размышления и воспоминания навело меня посещение этого изумительного автомобильного мероприятия. А победителями Concours d’Elegance of America 2018 года, завоевавшими главную награду – Best of Show, то есть «Лучший автомобиль выставки», в двух основных номинациях стали:

Среди американских автомобилей – Duesenberg SJ, 1935 года выпуска. Владельцы Билл и Барбара Парфет из штата Мичиган.

Среди европейских марок автомобилей – Bugatti T57S, 1937 года выпуска, из города Уиндермер, штат Флорида.

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

БОРИС САЛОВ

Фото: ИРИНА ДМИТРИЕВА

На снимках:

  1. Победители конкурса – Duesenberg SJ, 1935 года выпуска (слева) и Bugatti T57S, 1937 года выпуска.
  2. Общий вид одной из экспозиций.
  3. «Дедушки» начала ХХ века.
  4. Автомобили 1930-х годов.
  5. Завтрашний день автомобилизма: авто-робот «General Motors Cruise AV» 2019 года.
  6. «Автолинкоры» 1050-х годов.
  7. Любой желающий мог заглянуть под капот и рассмотреть мотор.
  8. Волнующий процесс определения и награждения победителей конкурса в разных номинациях.